Сегодня ключевым вызовом для мировой экономики стало усиление региональной связанности. Для достижения этой цели необходимо фокусироваться на развитии современной инфраструктуры, а также, несмотря на все культурные различия, исторический опыт разных стран, начать конструктивный диалог, чтобы найти пути решения общих для всех проблем.
В нынешних условиях «Один пояс, один путь» (ОПОП) — способ решения главных задач экономического прогресса, что будет способствовать борьбе с бедностью через комплексный подход к формированию инфраструктурных проектов. Свое мнение об инициативе высказал Стефан Броуэр (председатель института ОПОП в Стокгольме). Некоторые значимые моменты и комментарии эксперта — далее в статье.
Глобальное развитие: отличия ОПОП от методов Запада
Исторически сложилось так, что инновации и индустриализация, особенно в Америке, основывались на принципах «американской системы политической экономии», которую разработал Александр Гамильтон. Но с недавних пор экономическое развитие перестало быть главенствующим для большинства западных государств.
«Западные страны используют систему плавающих валютных курсов. Ошибочно полагать, что западные экономики в настоящее время нацелены на развитие инфраструктуры. Скорее, в рамках помощи развитию со стороны США и ЕС сегодня речь идет о рефинансировании долга, чем о крупных инвестициях в инфраструктуру» — рассказал Стефан Броуэр.
Китай же инициировал диалог Тегерана и Эр-Рияда, основанный на взаимовыгодном экономическом сотрудничестве. Так, «Пояс и путь» не только фокусируется на инфраструктурных проектах, но и способствует установлению основ для более глубокой интеграции и долгосрочных отношений между странами.
Значение «Пояса и пути» для Европы
Торговля с КНР, как и с РФ, важна для развития европейских государств. Создают проблемы в сотрудничестве с ЕС – геополитика и разделение мира на блоки. Европа уже ощутила экономический ущерб от принятых решений, связанных с конфликтами в мире, но реальных шагов для изменения ситуации не предпринимается.
Так, ФРГ и Франция, как ведущие экономики, понимают значимость торговли с КНР. Это предполагает развитие наземных грузовых путей сообщения, которые являются частью маршрута ОПОП.
Сегодня большая часть грузов по маршруту КНР — ЕС — КНР проходит транзитом через Казахстан, РФ и РБ. 95% от общего объема грузоперевозок выполняет АО «ОТКЛ ЕРА». Только за 2023 год силами этого оператора перевезли свыше 670 тыс. ДФЭ. Ознакомиться с сетью маршрутов, услугами компании можно на официальном сайтеutlc.com.
Ситуация в Центральной Азии: роль Евразийского экономического союза в инициативе «Пояс и путь»
По этому вопросу Стефан Броуэр также дал свой комментарий:
«На мой взгляд, в связи с недавними договоренностями между президентом России Владимиром Путиным и лидером КНР Си Цзиньпином, существует реальная основа для сотрудничества в рамках этих проектов, а не какая-то недружественная конкуренция».
Евразийский экономический союз может активно участвовать в ОПОП, особенно в плане развития коридора «Север — Юг»: для этого важно преодолеть текущие геополитические разногласия. У России также есть перспективы в Арктике, что может подразумевать работу с КНР и Японией. Это взаимодействие может стать важным фактором для эффективного сотрудничества со скандинавскими странами.
Можно подытожить, что хоть перспективы развития Евразии и не полностью сходны с китайской инициативой, они вполне могут быть взаимодополняющими. Шанхайская организация сотрудничества играет важную роль в развитии Юго-Западной Азии, а общая интеграция этих регионов с Африкой формирует новую картину мира.
Важнейшие вызовы для инициативы
Стефан Броуэр, утверждает, что у нас есть шанс распространить во всем мире ценности уважения национального суверенитета.
У каждой страны могут быть свои ценности, у каждой — своя история, но это не повод отказываться от решения общих проблем. Но сперва необходимо разрешить все разногласия на политической арене, иначе достичь необходимого результата не удастся.