Российский рынок автомобилей продолжает «трясти». Да, по-прежнему есть предложения брендов из разных стран, от европейских до азиатских. Весьма большую работу над спросом отечественного автопрома проводит правительство РФ. Но покупатели все равно склоняются к выбору в пользу «китайцев». Продажи машин из Китая всего за первое полугодие 2025 года выросли на 42%. Почему происходит именно так? В этой статье разберем причины популярности китайских авто.

Тенденции в цифрах
Среди новых владельцев «китайцев» преимущественно те, кто ранее ездил на российских машинах. Например, Lada Vesta, Priora, Kalina. Чуть отстают от них бывшие собственники Kia и Hyundai, но отечественный автопром уверенно держит «лидерство» в отказе от эксплуатации.
Интересная статистика по замене марок авто:
- ВАЗ-2107 – на Lifan Solano.
- Lada Vesta – на Chery Tiggo 7 Pro.
- ВАЗ-2110 – на Chery Amulet.
- Lada Priora – на Chery Tiggo.
В качестве первого китайского автомобиля выбирают: Chery – 30%, Geely – 22%, Haval – 17%, Lifan – 12% (по статистике портала «Авто.ру»). Почти 85% новоиспеченных автовладельцев положительно оценивают свои машины, и в эксплуатации, и в обслуживании. Никаких массовых нареканий по браку нет.

Большинство, более 60%, причиной покупки называют цену, 55% внешний вид, 47% доступность запчастей на китайские авто. Есть хорошие отзывы и о качестве двигателя, обустройстве салона, комплектации автомобиля, предлагаемой «из салона». В целом, продукция из КНР выглядит красиво по сравнению с аналогичным предложением российских заводов.
По результатам опроса ВЦИОМ каждый четвертый россиянин планирует приобрести автомобиль в ближайшие 1-5 лет. И каждый пятый из них изначально нацелен на китайский автопром. Некоторые предпочитают японские и немецкие машины, но ввиду явного дефицита готовы пересмотреть свое решение в пользу более доступных моделей из Китая.
Особого выбора нет
Толчком к популяризации китайских машин стали санкции, которые были введены в 2022 году со стороны европейских и японских производителей. Были приостановлены как производство внутри страны, так и поставки готовых авто (заодно «заморозили» и снабжение запасными частями).
Официально «нет в России»:
- Volkswagen.
- Toyota.
- Ford.
- Renault (частично).
- Mazda.
- KGM (SsangYong).
- Citroen.
- Mercedes-Benz
- Nissan.
- Jaguar Land Rover и т.д.
Да, остались «корейцы», но их цены ввиду очевидного дефицита нероссийских авто возросли почти в 1,5 раза. Это в сочетании с существенно возросшей ключевой ставкой ЦБ РФ и подорожавшими кредитами снизило спрос на корейские машины. Чего не скажешь про китайские. Производители КНР предлагают аналоги на 30-40% дешевле конкурентов.
С продукцией АвтоВАЗа есть еще одна проблема – дефицит комплектующих. Например, Lada Vesta NG в 2023 году в количестве 3000 единиц так и осталась на заводе. А все из-за отсутствия целых 16 позиций вроде обогрева руля, которые положено было бы установить согласно тех. документации. В теории новые модели оснащены на уровне «европейцев» и «японцев».
Только на практике оказывается, что по причине санкций нормально собрать машину у нас не могут. Все новые марки Lada еще не стали полностью отечественными, завод сильно зависит от «внешних» поставщиков. Это одинаково относится к Vesta, Granta, XRAY, Kalina, Largus и т.д. По прогнозам ситуация пока сохранится и с новинками вроде Lada Azimut.
Покупать российские авто невыгодно
Отчасти дилеры сами виноваты в плохих продажах российских автомобилей. Они сильно завышают цены, особенно, в верхних комплектациях, просто, чтобы компенсировать убытки из-за простоя продукции в салонах. Подобные претензии иногда предъявляют и заводу. В феврале 2025 года Национальный совет такси обвинял АвтоВАЗ в «задранных» ценах на машины, поставляемые для таксопарков, хотя производитель и не принял их как аргумент.

Есть еще причины падения продаж:
- Навязанные пакеты опций. Базовая цифра в салонах «обрастает» услугами предпродажной подготовки, наклеивания пленки на пороги втридорога, страховкой и пр.
- Переизбыток машин на складах. Дилеры вынуждены брать авто по полной цене, но потом продавать ниже себестоимости ради сохранения контракта.
- Программы Trade-In, стимулирующие спрос на «китайцев». Продавцы стараются снизить убытки от скидок на Lada за счет потока продаваемых нероссийских авто.
Китайские машины с пробегом еще больше усугубляют проблему с популярностью отечественных автомобилей. Из-за доступной цены их продажи за первое полугодие 2025 года выросли на 44%, из которых половина пришлась на экземпляры до трех лет. Простота обслуживания, доступность всех необходимых запчастей для «китайцев» делают выбор очевидным.
Новые тренды в конкуренции
Проблема имеется и в незначительном количестве российских производителей. На рынке имеется всего три игрока: АвтоВАЗ, ГАЗ и УАЗ. Зато китайские бренды уже пару лет как плодятся как грибы после дождя. По сведениям ассоциации «Российские автомобильные дилеры» их количество всего за пару лет выросло в четыре раза.
Все они предлагают целый ряд преимуществ:
- Гибкая политика ценообразования.
- Впечатляющий выбор моделей и комплектаций.
- Хорошая адаптация к российским условиям эксплуатации.
- Развитая дилерская сеть и гарантийная поддержка.
Еще стоит отметить активное внедрение гибридных и электрических моделей, привлекающих тех, кто предпочитает экологически чистые виды транспортных средств. Среди появившихся брендов: Jaecoo, Jetour, Baic, Kaiyi, Voyah, Livan, Ora, Forthing, Skywell, SWM, Honqgi, Dongfeng, Li Xiang, Haima, Jetta, Wey, Aito, Rising и Venucia.
Большинство еще малоизвестно, но это уже создает непосильные условия для успешного удержания желаемой доли рынка со стороны АвтоВАЗа. Российскому автопрому можно было рассчитывать на рост только при условии отсутствия сильной конкуренции. Но вместо каждого ушедшего с рынка России японского или европейского производителя пришла минимум пара китайских.
Запчасти на китайские и российские автомобили

В начале экспансии популярность китайских автомобилей страдала из-за относительного дефицита запасных частей. Немного доставляли сложности длительность доставки, отсутствие инструкции на русском языке. Но этот период уже позади. Пока из минусов остается лишь риск покупки подделки, что одинаково справедливо и для запчастей на отечественные машины.
Помогают все больше захватывать российский рынок некоторые плюсы «китайцев»:
- Высокая унификация платформ делает многие детали прямо совместимыми.
- Посадочные размеры, функционал часто идентичен несмотря на мелкие отличия.
- Специальные адаптеры, минимальные доработки позволяют ставить «неродные» детали.
Да, унификация имеется и у российских авто. Она касается основной геометрии кузова, силовых элементов, точек крепления основных агрегатов. Взаимозаменяемость ряда запчастей достигает 70-90%. Но спрос портит относительно высокая цена, что при тех же сроках доставки из Китая создает стимул покупать китайские авто. |