Как измерить успех? Для многих наибольшее чувство выполненного долга возникает при достижении цели. Проблема в том, что, если не ставить цели, вы не узнаете, когда их достигнете. Исследования показывают, что постановка целей повышает производительность на 20-25%. Чтобы ощутить преимущества постановки целей, вам необходимо ставить разумные цели. Задайте себе следующие вопросы: достижима ли цель? Ваша цель правдоподобна? Вы привержены цели? Если вы не можете ответить на все эти вопросы решительным «да», возможно, вам придется пересмотреть цель, и это нормально. Иногда лучше ставить небольшие цели, которые постепенно приведут вас к окончательному определению успеха.
Система SMART в бизнесе – это совокупность принципов, которыми должен руководствоваться топ-менеджер, ставя перед управляемой им компанией цели.
Аббревиатура SMART расшифровывается как Specificion (Конкретность), Measurability (Измеримость), Attainability (Достижимость), Relevance (Актуальность), Time-bound (Ограниченность во времени). Каждый термин представляет собой определенный принцип в постановке целей. Рассмотрим по отдельности принципы постановки целей по СМАРТ.
Конкретность
Поставленная цель должна быть предельно конкретной, то есть однозначно отвечать на вопросы – кто/что, как, где, когда, зачем. Абстрактным глаголам – «улучшить», «развить», «усовершенствовать», «оптимизировать» и т. п. – не место в формулировке целей. Они должны быть заменены глаголами-действиями – «продать», «закупить», «опубликовать», «привлечь» и др.
Измеримость
Нужно указывать конкретные показатели, фиксирующие достижение цели. Увеличение прибыли в рублях, число новых клиентов, место в рейтинге и пр. Если невозможно указать количественные ориентиры, должны быть указаны качественные, – но также конкретные, однозначно трактуемые.
Достижимость
Задачи должны быть достижимыми, подкрепленными ресурсами компании, знаниями и опытом сотрудников, связями, репутацией на рынке.
Актуальность
Поставленные цели должны отвечать реальному положению дел, соответствовать тенденциям на рынке. Например, планы продюсера увеличить количество культурно-массовых мероприятий во время локдауна обречены на неудачу.
Ограниченность во времени
Всякая задача должна иметь конкретный, ограниченный во времени срок исполнения и проверки. «В будущем», «как можно скорее», «когда-нибудь» – эти выражения не для SMART целей.
Что дает СМАРТ методика?
Делает поведение рациональным, последовательным, осмысленным. Позволяет видеть путь к цели, способы ее достижения, контролировать процесс движения.
Кому она подходит?
SMART методика универсальна. Ее можно применять не только в бизнесе, но и в личных делах.
Имеет ли недостатки и ограничения?
Разумеется, да. Прежде всего, SMART методика – это всего лишь инструмент. То, с каким успехом он используется, зависит от конкретных людей. Сама по себе постановка цели, даже если она правильно сформулирована, не решает проблемы. Ее нужно воплотить в жизнь – подразделить на этапные, более мелкие задачи, распределить их между сотрудниками компании, проконтролировать исполнение.
SMART методика считается излишней в творческой деятельности. Как-никак, по своей сути она является регламентацией, противоречащей творческому процессу, поиску необычных решений.
И, наконец, она неэффективна в условиях, когда прогнозирование результатов невозможно – во времена кризисов, войн, пандемий.
|