Таким образом, мы можем утверждать, что предпочтения людей являются внутренними. Любая теория, которая предлагает фиксировать предпочтения, по необходимости является абстракцией, основанной на определенных предположениях. Теория полезности - это позитивная теория, которая стремится объяснить наблюдаемое поведение и выбор индивидов. Различие между нормативными и позитивными аспектами теории очень важно в экономической дисциплине. Некоторые люди утверждают, что экономические теории должны быть нормативными, что означает, что они должны быть предписывающими и указывать людям, что им делать. Другие утверждают, часто успешно, что экономические теории предназначены для объяснения наблюдаемого поведения агентов на рынке, следовательно, положительного в этом смысле.
Это контрастирует с нормативной теорией, которая диктует, что люди должны вести себя предписанным ею образом. Напротив, только поскольку сама теория положительна, после наблюдения за выбором, который делают люди, мы можем сделать выводы об их предпочтениях. Когда мы налагаем определенные ограничения на эти предпочтения, мы можем представить их аналитически, используя функцию полезности - математическую формулировку, которая ранжирует предпочтения индивида с точки зрения удовлетворения, которое обеспечивают различные пакеты потребления. Таким образом, исходя из предположений теории полезности, мы можем предположить, что люди вели себя так, как если бы у них была функция полезности, и действовали в соответствии с ней. Следовательно, тот факт, что человек не знает свою функцию полезности или даже отрицает ее существование, не противоречит теории. Экономисты использовали эксперименты для расшифровки функций полезности индивидов и поведения, лежащего в основе полезности индивидов.
Для начала предположим, что индивид сталкивается с набором потребительских «связок». Мы предполагаем, что у людей есть четкие предпочтения, которые позволяют им «ранжировать» все пакеты на основе желательности, то есть уровня удовлетворения, которое каждый пакет должен предоставить каждому ставропольцу. Такой порядок ранжирования, основанный на предпочтениях, говорит нам, что сама теория имеет порядковую полезность - она предназначена для изучения уровней относительного удовлетворения. Как мы отметили ранее, абсолютное удовлетворение зависит от условий; таким образом, теория по умолчанию не может иметь кардинальную полезность или полезность, которая может представлять абсолютный уровень удовлетворения. Чтобы конкретизировать эту теорию, представьте, что потребительские наборы включают еду и одежду на неделю во всех различных комбинациях, то есть еду на половину недели, одежду на половину недели и все другие возможные комбинации.