В 2020 году объем российского рынка торговли онлайн достиг 2,7 трлн рублей. Рост продолжается и сейчас: за январь-февраль количество заявок увеличилось на 44%, что в денежном выражении составляет 431,3 млрд рублей.
Почти половину заказов россияне делают на крупных маркетплейсах. В тройку наиболее популярных входят те, что торгуют электроникой и техникой, товарами для дома и ремонта, одеждой и обувью.
Какие причины влияют на расширение торговли в сегменте e-commerce и что думают аналитики о перспективах рынка, рассказываем в этой статье.
Причины роста внутреннего рынка интернет-торговли
Ассоциация компаний интернет-торговли считает, что одной из причин роста объемов внутреннего рынка онлайн-продаж стало улучшение качества услуг отечественных компаний. Свою роль сыграла и локализация зарубежного бизнеса, хотя объемы трансграничной торговли сократились (к примеру, по сравнению с 2020 годом, в январе они упали на 39%, а в феврале на 30%). На увеличение продаж в сети влияют и такие факторы:
Появление новых онлайн-покупателей, что было вызвано введением карантина. В течение трех месяцев их количество выросло как минимум на 10 млн человек. Большинство из них продолжают покупать в интернете. Кроме возможности сравнивать цены и выбирать более выгодные, покупатели также имеют возможность экономить, пользуясь бонусами, скидками, принимая участие в акциях и распродажах. К примеру, используя купоны Беру, можно приобрести продукты питания, бытовую технику, обувь, одежду, косметику, ювелирные изделия, товары для дома по ценам, которые на 10-50% ниже, чем среднерыночные. В число бонусных предложений интернет-маркета входят акции с подарками для покупателей, кэшбек, бесплатная доставка. На сайте есть страница, где собраны товары, на которые установлена скидка от 500 до 1000 рублей. Есть и специальные бонусы: бесплатный аксессуар к заказу.
Увеличение числа тех, кто работает удаленно, перемещение части сотрудников из мегаполисов в небольшие городки. Таких эксперты насчитывают от 5 до 7 млн человек. Так как привычный для них ассортимент товаров перестает быть доступным, они начинают покупать в интернет-магазинах.
Повышение спроса на товары из сегмента FMCG (быстрооборачиваемых товаров с коротким циклом потребления: сигареты, продукты питания, алкогольные напитки, бытовая химия, косметика). За прошлый год продажи в этой категории выросли в 3,5 раза, а суммарная выручка увеличилась на 150 млрд рублей.
Прогнозы экспертов
Аналитики Data Insight сделали попытку спрогнозировать развитие российского рынка торговли в сети. Они считают, что в 2021 году рынок вырастет на 20%, а к 2024 году онлайн-продажи увеличатся на 34%, в частности материальных товаров будет куплено примерно на 7 трлн рублей.
Гендиректор федеральной логистической компании IML указывает, что объемы в сфере e-commerce за год увеличатся на 25-30%. Уверенность в том, что рынок будет расти высказал и руководитель немецкого подразделения BMJ-logistics и назвал такие причины:
возможность отслеживать цены;
выбирать товар и оформлять заявки можно днем и ночью;
адресная доставка.
Росту интернет-заказов будет способствовать и усовершенствование обслуживания клиентов. Например, все больше поставщиков обеспечивают не просто доставку к двери, подъем товара на этаж, но и сборку мебели, установку и подключение бытовой техники.