Социальная желательность — это термин, используемый для объяснения склонности людей отвечать на вопросы социально приемлемым образом во время опросов. Это поведение вытекает из потребности людей быть вместе с популярным мнением, политическими взглядами и желательным ответом относительно предмета так, чтобы он предстал в позитивном свете. Она мешает людям давать правдивые ответы на результаты опроса, что приводит к искажению результатов. Влиять на результаты в некоторых случаях достаточно просто и напрямую: как накручивают опросы вк.
Что такое предвзятость социальной желательности
Исследования — это популярный инструмент, который используется для изучения ответов общественности, с тем, чтобы сделать выводы. Часто используются в маркетинге или психологии. Результат исследований зависит от правдивости ответов, однако существуют предубеждения, которые мешают людям отвечать честно.
Способы преодоления предвзятости
Негативный эффект заключается в том, что предвзятость снижает доверие к опросу, поскольку ответы, скорее всего, были неправдивыми. Именно поэтому важно понять способы преодоления предвзятости социальной желательности. Однако необходимо понимать, что некоторая форма предвзятости всё равно будет в обследованиях. Несмотря на это, можно предотвратить влияние на результаты и для этой цели используется ряд методов.
1. Шкала смещений социальной предвзятости. Составлена таким образом, что может измерять ответы респондентов и отличать истинные от ложных. В этом направлении наиболее используемой стала шкала социальной желательности Кроуна-Марлоу.
Состоит специально сконструированных вопросов, ответы на которые позволяют читать модели поведения, которые, в свою очередь, могут быть культурно санкционированы и/или одобрены, но маловероятны.
Эта шкала даётся вместе с основным опросом, который должен быть заполнен. Те, кто набрал высокий балл по шкале КМ, тщательно изучаются при анализе основного опроса. Их результатам может быть приписано меньшее значение по отношению к другим или даже игнорироваться. Устранение лиц, чьи результаты могут затруднить понимание общих результатов обследования, повышает вероятность получения достоверных результатов.
2. Режим самостоятельного заполнения. Было изучено, что когда интервьюер сам задаёт вопросы, повышаются шансы возникновения социальной желательности. Вместо этого самостоятельное заполнение даёт больше шансов на то, что она не повлияет на опрос.
Это происходит потому, что когда человек задаёт вопросы и респондент должен дать ответ, последний понимает, что ответы будут оцениваться лицом к лицу. Поэтому он склонен давать социально желательные ответы, даже если они ложны. Однако когда он отвечает самостоятельно без давления со стороны интервьюера, ответы получаются правдивыми.
3. Не раскрывать цель. Знание цели опроса в самом начале приводит к подготовке респондентов к тому, что должно последовать, поэтому у них есть время для подготовки социально желательных ответов.
Если цель скрыта, то интервьюер может иметь представление об истинной природе сознания субъекта, приоритеты, мнение и ценности без ограничений.
4. Слово "Вопросы" хорошее. Отличный способ обеспечить правдивые ответы — это убедить респондента в том, что нет правильных или неправильных ответов. Это поможет понять, что любой ответ приемлем.
Ещё одним методом является предоставление субъекту уже готовых ответов других людей и просьба выбрать тот, что понравился больше всего. Это ещё раз подтвердит факт того, что нет никакого "приемлемого" или "неприемлемого" ответа.
5. Опрос представителей. Чтобы понять были ли предвзятыми слова респондента, можно опросить также и его знакомых.Это позволит понять его мнение, мышление.
Социальная предвзятость может иметь катастрофические последствия для результатов опроса, поэтому важно не только выявлять ее, но и предотвращать, чтобы обеспечить правдивые, свободные ответы и достоверные результаты.