Игра - основной вид деятельности ребенка. Именно в игровой форме он легче всего усваивает новое и обучается. В игре развивается логическое мышление и речь. Совершенствуется мелкая моторика, что благотворно влияет на умственное развитие.
Занятия в игровой форме должны быть короткими. Для ребенка в возрасте 1-2 лет это 10-15 минут. По истечении этого времени малыш становится рассеянным и занятие уже не приносит никакой пользы. У ребенка очень высокая потребность в физическом движении. Он не может долгое время оставаться неподвижным. Поэтому лучше чередовать развивающие занятия с подвижными играми.
Сказка как помощник. Любимая сказка может помочь в воспитании ребенка. На примере героя сказки можно донести до ребенка нужную информацию через аналогию: медведь вырос большим, потому что хорошо кушал, например. Рассказывание сказки вместе - прекрасный способ развития речи. Пересказывают по очереди, одно предложение мама, одно ребенок. При этом нужно пользоваться книжкой с картинками. На примере любимых персонажей малышу многое можно объяснить.
Восприятие времени. Ребенок в возрасте 1 года способен воспринять время только как "здесь и сейчас". Дети не задумываются о том, что было вчера и что будет завтра. У них просто нет соответствующего жизненного опыта. Память кратковременная, и это надо учитывать. Например, не стоит рассказывать малышу 1 года, что будет через несколько часов. Он воспримет только конкретную информацию: "сейчас пойдем мыть ручки", "сейчас будем ложиться спать".
Особенности речевого развития. Ребенок активно пополняет словарный запас, и ему необходимо предоставить возможность узнавать новые слова и практиковаться в их произношении. Родители в этом возрасте - образец для подражания. Если малыш будет ежедневно слышать чистую, грамотную речь, он тоже будет говорить чисто и грамотно. Не надо коверкать слова в надежде на то, что так он лучше понимает. С раннего возраста следует приучать ребенка говорить правильно. Называя правильно предметы и игрушки, родители добиваются того, что в год малыш уже хорошо знает свои вещи и по просьбе приносит именно то, о чем идет речь.
Запрет. Малыш плохо понимает, почему запрещают то или другое. В силу маленького жизненного опыта он может поступать так, как нужно ему, не из эгоистических побуждений, а потому, что не знает, как правильно. И здесь помочь может только пример родителей и их отношение к ситуации. Крик и физическое наказание не изменят ситуацию. Только твердая позиция родителей может изменить положение вещей.