Во-первых, все-таки, по буквам. Обучение чтению по буквам логичнее, чем запоминанием целых слов или слогов, хотя бы потому, что букв в русском алфавите всего 33, а слогов и, тем более слов, неизмеримо больше. Поэтому лучше показать ребенку механизм, как составить слово из доступных букв, чем зазубривать слоги и слова.
Начните с букв, названия которых совпадают с гласными звуками, которые они обозначают. Это буквы А, О, У, Э, Ы. Изучая каждую букву, просите ребенка найти ее в газетных текстах, в крупных надписях на этикетках, надписях рекламных щитов и вывесках на улице. Обсудите, на что эта буква похожа. Пусть ребенок пропоет этот звук. Рисуйте вместе с ребенком эту букву на бумаге, палочкой на песке, пальцем в воздухе, выложите из пластилина или мелких предметов (счетных палочек или пуговиц и т.д.). Играйте с ребенком в отгадывание буквы по написанию, по первому звуку в словах. Главное, задействовать как можно больше вариантов запоминания буквы, и чтобы ребенку было интересно.
Теперь пришла пора приступить к буквам, обозначающим согласные звуки, чтобы затем переходить уже к слогам, а в последствие, и к словам. И здесь сталкиваемся с распространенной ошибкой в обучении чтению по буквам – когда учат именно буквы, то есть с их названиями в алфавите. Вряд ли стоит удивляться, если ребенок не понимает, почему «ЭМ» и «А» получается «МА». Если для него это именно «ЭМ», а не «М», то он будет прав, читая такой слог как «ЭМА». Поэтому учите буквы «неправильно», то есть пусть ребенок запоминает не названия букв, а звуки, которые они обозначают (а о названиях букв сможете рассказать ему, когда уже будет читать): не ЭН, а Н; не БЭ, а Б и т.д. Как только ваш ребенок усвоил пару букв, обозначающих согласные, уже можно учить его составлять слоги со всеми уже известными ему гласными. У большинства детей возникают проблемы с соединением букв в слоги. Попробуйте научить ребенка «тянуть» (или «петь») первый звук и в это время посмотреть на вторую букву и добавить второй звук (М-М-М-М-М-А). Чем четче ребенок запомнил буквы, тем проще у него будет это получаться. Если же ребенок знает буквы неуверенно, то слоги ему читать будет сложно не потому, что не понимает, а потому что, задумываясь над тем, какая вторая буква, он может забывать первую.
Когда с простыми слогами все будет в порядке, переходите к простым словам из выученных букв: ребенок получит положительные эмоции, когда за рядом из 3-4 букв (МАМА, КОТ) увидит реальные образы. Постепенно увеличивайте количество изученных согласных и сразу добавляйте их в слоги. Потом подключите к арсеналу знаний ребенка буквы Е, Ё, Ю, Я (которые могут обозначать два звука Е=ЙЭ и т.д., а могут один, смягчая предыдущий согласный). Когда ребенок уже четко знает более десятка букв и умеет читать слоги из них, разобраться в тонкостях ему будет уже гораздо проще. Мягкий и твердый знаки тоже обычно не вызывают больших проблем.