Наступает такой момент, когда малыш уже справляется с устной речью и начинает спрашивать «что написано на той вывеске?», «что написано на телевизоре?», «что написано на футболке?» и так далее. Это тот самый момент, когда пора начать изучать буквы. У ребенка появляется неподдельный интерес и любопытство. Его уже интересуют не только картинки, а и «непонятные закорючки». Обычно это приходится на возраст 4 лет, но может быть и раньше, и позже. Зависит от индивидуальности малыша.
И так, интерес пришёл! С чего начать?
1. В первую очередь, нужно, чтобы у вас появились буквы. Сейчас в продаже очень много плакатов-алфавитов. Их делают очень красочными – с персонажами из мультфильмов, с машинками, с животными.
2. Понадобятся карточки с буквами. Их делаем вместе с ребенком. Распечатываем буквы в формате А6. Далее малыш должен будет разукрасить букву определенным цветом. Не забудьте приобрести заранее для этого разноцветные карандаши или фломастеры.
3. Необходимо подобрать картинки, названия которых начинаются на определенную букву. Если позволяет время для занятий с ребенком, то можно поступить, так же как и с буквами. Распечатать картинки и дать разукрасить малышу. Также для сохранения интереса, и воспитания усидчивости предлагать чередовать карточки – сегодня разукрасить карточку, а завтра заниматься с готовой картинкой.
4. Лучше всего, разложить карточки с буквами и карточки с картинками в две разные папки.
Этапы обучения:
1. Произношение букв.
• Необходимо начать с более лёгких букв. А это гласные буквы – А, У, О, И, Ы, Е, Ё, Э, Ю, Я.
• Позже переходить на согласные. Очень важно при изучении согласных букв, не называть буквы с призвуком гласных, например, букву «Р» нужно учить не как «рэ», а как «р». Это пригодится для дальнейшего первого чтения.
• Учить буквы в количестве 1-2, не больше. Иначе пропадёт интерес, и придётся отложить папки с карточками в ящик.
• Показать букву на плакате и правильно её назвать.
2. Разукрасить карточку с буквой. Важно, чтобы ребенок почувствовал самостоятельность. Предложить выбрать ему самому цвет карандаша или фломастера. В это время пару раз спросить - как называется буква. Какие слова он знает на эту букву. Если ребенок затрудняется ответить, нужно помочь ему. Может быть, у кого-то из родственников в Ставрополе имя начинается на эту букву. Малышам это очень нравится.
3. Далее необходимо взять карточку с картинкой соответствующей изучаемой букве и разукрасить её. Также предлагаем выбрать карандаш или фломастер. (А может, в этот раз это будут краски?) Во время разукрашивания, спросить у ребенка – что он знает про эту картинку.
4. Для занятий с готовыми картинками подготовить загадки и уточняющие вопросы. Например:
• Буква «Ё», картинка, на которой изображена ель. Загадка – «Зимой и летом – одним цветом». Уточняющий вопрос – «Что растёт в лесу? Оно зелёное. Имеет иголки».
• Буква «Л». На картинке изображён лук. Вопрос – «Это овощ. Он горький. Добавляем в суп и салат».
• Буква «У». На картинке изображена улитка. Вопрос – «Кто очень медленно ползёт? У неё есть раковина».
6. На все занятия уделять не больше 15-20 минут. Ребёнку это достаточно, иначе он устанет. Если ребенок устал раньше, то занятие останавливаем и продолжаем в следующий раз. Главное, не переусердствовать!
7. Очень важно закреплять буквы в течение всего дня, не останавливаясь только на занятиях. Буквы можно вспомнить когда:
• Возвращаетесь в детский сад или во время прогулки. Можно спросить у ребенка «сколько букв он уже знает?».
• Во время завтрака, обеда, ужина. («На какую букву начинается название супа?», «Что лежит на столе на букву «Х»)
• Во время игр. («Необходимо принести машинку, цвет которой начинается на «К»»)
• Во время просмотра мультфильмов по телевизору. («Это кто? Лунтик? На какую букву начинается слово «Лунтик»?)
• Во время телефонных разговоров с бабушками и дедушками, которые интересуются какие буквы знает их внук или внучка.
Как видно, чтобы научить ребенка буквам не так и много нужно, главное в занятиях это поддерживать регулярность!