Ребенка вполне возможно научить вниманию. Педагог Кристель Манске давно занимается с детьми с синдромом Дауна и аутистами, с теми, от кого отказались в других странах. С уверенностью можно сказать, что дети, которые мешают на уроках – гиперактивны, а считаются отстающими в развитии те дети, которые не очень преуспевают в школе. Буквально все дети, которые с трудом умеют концентрироваться, страдают синдромом дефицита внимания.
Внимание – это любое действие, которое лежит в основе психического процесса. В этом процессе принимают участие моторные и сенсорные органы чувств. Оно осуществляется без речевого выражения. В головном мозге что-то происходит. Это все происходит автоматически. Поэтому взрослые часто напоминают ребенку быть внимательным, а он совершенно не видит и не воспринимает, что главное он пропустил в задаче и в результате пропусков определенных шагов, он не может осуществить решение задачи.
Когда взрослые покидают свое жилище, они мучительно вспоминают о том, что выключил ли утюг, как на счет плиты, не осталась ли она гореть? Наверное, остались не политые цветы? И много чего еще. На поставленные в уме вопросы мы отвечаем в уме, и причем очень быстро. Однако, всегда приходит перепроверка насчет политы, света, закрыто ли окно, постоянно все держится на контроле, а в результате все равно забываешь ключи от квартиры.
Второй ступенью является то, что человек уже не бегает по комнате, а просто стоит перед дверью. А вслух перечисляет, что все он закрыл и больше ничего, а потом просто выходит из дома.
Третья ступень заключается в том, что контроль больше не потребуется, он происходит очень быстро и в уме. Вот и получается, что система, которая отвечает за внимательность уже выстроена.
Иногда человек постоянно бегает по дому и все проверяет, а схема в голове уже автоматически выстроена для контроля своих действий. И получается, что он ни о чем не забывает и все помнит. Человек не обладает врожденной системой быть внимательным, надо учиться все делать пошагово, ребенка нельзя к вниманию приучить путем постоянных напоминаний.
Рассмотрим реальный пример.
Когда было 10 лет Йоханесу, с ним начали заниматься, он не любил своего отца, а мать постоянно пыталась их помирить. Мальчик прошел целую цепочку самых разнообразных исследований. Он постоянно чесался, и поэтому ему провели целый ряд медицинских обследований, чтобы исключить опухоль головного мозга. Его очень сильно любили и мама, и дедушка, а сам он мечтал избавиться от чесотки, все, что он делал, мальчику очень нравилось, и он забывал на время о чесотке. А вот когда он чего-то ожидал – он постоянно чесался. После того как он услышал от учителя, что люди должны быть внимательны, учиться писать, читать играть на пианино и много чего еще, он сосредоточился. С Йоханесом надо было заниматься по-особенному и проводить осознанные действия, например, чесать то левую, то правую коленки.
Это научило мальчика делать осознанные действия, в результате чего мальчик сам рассказал о том, как они с дедушкой провели выходные, как он любит маму и что им пришлось пережить вдвоем, за что не любит папу и не хочет с ним встречаться.
А потом в результате занятий ребенок стал намного покладистее и сказал, что он спокойно сидит на стуле.