Некоторые взрослые считают, что знают лучше, что нужно ребенку. У некоторых это продолжается в младшем возрасте, а за некоторых решают даже во взрослой жизни. Как итог, вырастают неуверенные в себе и зависимые от родителей люди. Они боятся трудностей в жизни и всю ответственность стараются перекладывать на других людей.
Неумение выбрать, ведет к печальному итогу. За неуверенного в себе человека, кто-нибудь постоянно станет решать, как ему быть и что делать. Жена, работа, университет – будет выбором совсем других людей. Возможно, кому-то и понравится подобное положение вещей, но постоянно подобное не сможет продолжаться. Настанет тот момент, когда придет время для принятия самостоятельного решения, и это будет значить появление задачи колоссальной трудности. Никогда сам не выбиравший не сможет найти свое место в жизни и свое счастье.
Когда необходимо учить выбирать.
Чтобы малыш научился делать выбор, его родители обязаны проявить уважение к выбору. Выбирают даже совсем маленькие дети, которые не желают кушать, когда не хотят, не желают покидать маминых рук и т.д. Это все тоже выбор, правда неосознанный. Чем взрослее малыш, тем более серьезный выбор он может сделать. От выбора пищи до выбора одежды и места для прогулки. Необходимо требовать от ребенка обоснования его выбора. И его решение не должно быть подвергнуто критике.
Чтобы ребенок научился делать выбор, нужно давать ему это сделать. Учитывая, что ребенок будет выбирать более привычные вещи, нужно ему предлагать и другие варианты выбора. Это и новые блюда, незнакомые игры и места для прогулок. Только таким образом ребенок научится понимать, где лучше и что вкуснее. После освоения навыка выбора, последует умение принятия решения. И чтобы это умение пришло, необходимо заниматься с ребенком с малых лет.
Ежедневный выбор.
Важно предоставлять возможность выбора для ребенка постоянно, тем более, что вариантов огромное множество. Делая покупки в магазине, важно принимать единое решение. На просьбу купить какую-либо вещь, необходимо поинтересоваться у чада, почему именно она. Если у родителей мнение противоположное, то ребенку надо разъяснить свою позицию.
За обеденным столом вполне можно спросить ребенка, какой бутерброд он предпочтет и сколько ему положить салата в тарелку. Необходимо принимать совместные решения и по выбору деятельности. Обсудить куда пойти гулять или поехать отдохнуть в выходной день. Пусть ребенок сам выбирает сказку на ночь. Все это будет учить делать самостоятельный, осознанный выбор. Возможность выбирать, также должна распространяться и на одежду. Здесь конечно не всегда стоит соглашаться, но свою позицию важно аргументировать.
При предложении выбора, должно быть непременно принято решение. Не должно быть никакой критики со стороны взрослых и тем более попыток отговорить от принятого выбора. Ибо у детей начнет возникать понимание, что от своего решения легко можно отказаться, и от его ребенка решения мало что будет зависеть. Если в выборе имеется ошибка, не стоит стремиться ее исправить. Обоснованный выбор крайне ценен, даже если и выглядит глупо.