Уважение к окружающим, как к самому себе, проявляется в вежливом отношении к ним. Если ребенок вежливо обращается ко взрослым, то этот ребенок вежлив по отношению к самому себе. Многие считают, что вежливость и послушание – это одно и то же. Обучить ребенка определенным нормам поведения, которым следуют в обществе, это и есть вежливость. Делать это нужно деликатно, без давления и навязывания. Возраст и степень зрелость тоже влияют на уровень вежливости ребенка.
- правила поведения в обществе и в жизни должны усваиваться, а не зазубриваться;
- если человек вежлив дома, то он и вежлив в обществе, просто требования будут отличаться;
- правила хорошего тона и этикета можно разучивать на различных семейных и дружеских мероприятиях;
- постоянные упражнения в вежливости ребенок получает в школе;
- чтобы понять, как любым сказанным словом можно задеть или обидеть другого человека, нужно до этого дорасти. Необходима определенная степень психологической зрелости;
- даже если нет нужной степени зрелости, ребенок способен понять, что отношение людей лучше к вежливому человеку;
- начать лучше с изучения слов «спасибо» и «пожалуйста».
Слова приветствия и прощания ребенок начинает понимать еще в год. Машет ручкой или лепечет «пока-пока».
Чуть позже наступает такой период, когда от ребенка слышен только один ответ «нет», даже если настаивать на том, чтобы ребенок приветствовал людей, толку не будет никакого. Это происходит в возрасте двух-трех лет жизни, и такие поступки являются нормой.
Ребенок – это отражение его родителей. Если он будет слышать, как родители здороваются, то такая модель поведения усвоится быстрее, чем с принуждением. Чтобы добиться желаемого от ребенка, нужно делать по отношению к нему то, чего ждут от него самого.
- не нужно учить ребенка проявлять бурные чувства по отношению к незнакомым людям.
- набрасываться на малыша с поцелуями очень свойственно взрослым, необходимо в таких случаях поумерить пыл, так как вежливость – это учеба по сохранению дистанций.
Правила поведения будут усваиваться ребенком в детском саду воспитателем, после того как ему исполнится три года. Возникают ситуации, когда ребенок в детском саду более вежлив со старшими, чем дома. Поэтому родители должны учесть, что есть правила, которые они должны усвоить.
- дома должны царить взаимопонимание и взаимная вежливость. Ребенок будет вежлив в том случае, если по отношению к нему проявляют вежливость;
- в отношениях между родителями и ребенком должна быть доброжелательность, но каждый должен оставаться на своем месте;
- должны быть установлены границы, но не в жесткой форме, и если ребенок начинает обращаться к родителям, как к сверстникам, то его нужно мягко поправлять;
- ребенок всегда подражает старшим, поэтому между родителями должны быть теплые отношения, основанные на любви и взаимном уважении.
Важно помнить, что ребенок полностью копирует поведение тех взрослых, в кругу которых постоянно находится, поэтому, прежде чем воспитывать ребенка, нужно смотреть на свое поведение и корректировать его в зависимости от ситуации.