Гордость — это обострённая форма самолюбия. Самолюбивый человек пользуется людьми как чем-то полезным, тогда как гордый старается подчинить и встать во главе. Она провоцирует:
- Гневливость с раздражительностью;
- Тщеславность и властолюбие;
- Притворство и многословие.
В ребёнке достаточно сложно увидеть зачатки именно гордости. Но определённые признаки всё же существуют:
- Ребёнка невозможно заставить извиниться;
- Не терпит, когда его учат, считает себя во всём правым;
- Его легко обидеть, но в то же время он делает многие свои действия напоказ.
Детская гордость начинается в первую очередь с чувства превосходства над другими, причиной этого может стать:
- Дорогая одежда;
- Хорошая успеваемость в школе;
- Положение родителей в обществе.
Психологи советуют сделать акцент скорее не на дорогой и красивой одежде, а на чистоте и опрятности. Зачастую главной причиной гордости детей становятся их родители, они захваливают детей, так что им начинает казаться, будто они лучше остальных. Или позволяют детям хвалить самих себя, не обращают внимание на заносчивость и неуважение по отношению к учителям.
Высокое родительское положение в обществе требует большой ответственности. В таком случае детей нужно учить скромности и пониманию. Когда ребёнок в семье не один, так же важно никого не выделять своей любовью. Это ожесточит, побудит ненависть, отдалит ребёнка от родителей.
Есть специальный и мало изученный механизм, по которому человек саморазвивается. Главная его задача — это развитие ребёнка своими собственными силами. Воспитание будет особенно успешным если оно правильно опирается на этот механизм, подготавливая и подстёгивая ребёнка к развитию, а не заставляя и тормозя его. Этот механизм собран из чувств гордости, стыда, долга и ответственности. Они должны чётко укрепиться до 12 лет.
Формирование адекватной гордости начинается с реакции родителей на первую самостоятельность ребёнка в год, полтора. Нужно представить какой будет реакция, если ребёнок начнёт рвать книжку, стучать пультом от телевизора по полу, и по необходимости убрать такие вещи на время. Важно стараться регулировать любопытство малыша. Он будет понемногу обучатся контролю за своими действиями, если объяснять ребёнку почему с определёнными вещами нужно быть аккуратным. Слова он кончено не понимает, но интонацию улавливает хорошо, именно она и будет влиять на детское любопытство.
Для этого нужно найти предметы, которые не опасны для жизни и здоровья ребёнка. Чтобы он мог без ограничений познавать физические характеристики предметов. Ближе к двум годам жизни детей начинают привлекать вещи, которыми пользуются взрослые, а не детские игрушки. В таком возрасте необходимо разнообразить игры, добавив в них развивающие его тело. Это для важно получения практических навыков, которые потом пригодятся ему во время самостоятельного изучения мира.
В таком возрасте имеет смысл давать его действиям положительную или отрицательную оценку. Так закладывается основа подчинения. Это неотъемлемая часть человеческой жизни. Делать то что надо взамен тому чего хочется.