Не бывает полностью послушных детей. При редком возникновении непослушание считается нормой. Во время возрастных кризисов непослушание является характерным признаком данного периода жизни ребенка. Непослушание в любом возрасте непосредственно зависит от воспитания и начать работу по исправлению поведения ребенка можно в любой момент. В основе поведения ребенка лежат две главные причины: особенности характера ребенка и его воспитание. Важно осознавать, что обе причины взаимосвязаны и действуют вместе. Нельзя списывать плохое поведение ребенка на его характер. Виноватым в таком случае всегда будет наставник, неспособный справиться с этим во время воспитания.
Упрямство ребенка чаще всего имеет одну или несколько из нижеописанных причин.
Первая – это кризисный период, связанный с возрастом. Переходные моменты, которыми считаются три, семь лет и подростковый возраст, делают детей трудно контролируемыми, заставляют их бунтовать и пытаться избавиться от родительского контроля.
Второй причиной является чрезмерное количество запретов и правил. Когда ребенок все время слышит «нет» и «нельзя», ему становится трудно узнавать окружающий мир и его развитие останавливается. Строгие правила работают только в том случае, если их немного и их легко выполнять.
Полная вседозволенность также может отрицательно повлиять на ребенка. При абсолютном отсутствии запретов ребенок теряет контроль и перестает уважать окружающих, прислушиваться к ним. В дальнейшем попытки навязать хоть какой-то контроль могут привести к масштабным конфликтам.
Четверным фактором, негативно влияющим на поведение, является недостаток внимания. В попытках добиться от окружающих реакции на себя, ребенок может начать вести себя плохо, устраивать истерики или шалить. Родители часто отвлекаются на мобильные устройства, пропадают на работе и не желают общаться с ребенком в свободное время. Из-за этого ребенку остается только упрямиться и не слушаться, чтобы на него обратили внимание. Очень важно в достаточной мере уделять ребенку время, чтобы не допускать таких ситуаций.
Пятая причина – это различия в требованиях от разных членов семьи. Взгляды на методы воспитания могут различаться в больших семьях, что приводит к невозможности соответствовать всем требованиям сразу. В таких случаях ребенок приходит к самому простому решению и не подчиняется ни одному правилу.
Кроме того, частые конфликты и проблемы в семье могут привести к непослушанию. Родители слишком заняты решением своих конфликтов и не обращают внимания на детей. Ребенок словно находится в стороне от родителей, что приводит к потере их авторитета и дальнейшему развитию строптивости в ребенке.
Недостаток родительского авторитета значительно влияет на непослушание. Родители должны быть эталоном и наставником для ребенка. Когда они не справляются с этой задачей, дети становятся конфликтными. Дети перенимают паттерны поведения со своих родителей, поэтому, когда родители часто спорят и ругаются, ребенок начинает вести себя также.