Как часто можно услышать, особенно от особо ретивых пап, такую фразу: «Ремень – главное средство воспитания!», «Мало ты его била в детстве!»… Только так ли хорошо использование ремня в воспитательном процессе?
Одной из особенностей ребенка является постоянное желание «пробовать на зуб» взрослых. И чем более провокационными будут их реакции, тем более изворотливо станут вести себя дети, особенно с возрастом. Если обещанное наказание ремнем не будет подкрепляться делом, ребенок это обязательно подметит и постепенно перестанет бояться реального наказания, ведь «они только так говорят!». Но если ремень на самом деле применяется родителями, то постепенно подростки могут возненавидеть собственных родителей, будут проявлять агрессию, неповиновение, вплоть до демаршей назло всем.
Ребенок, не чувствующий заботу и любовь родителей, их внимание к собственным проблемам, постепенно замкнется в себе, и родители не смогут контролировать сферу его интересов и увлечений, круг друзей и знакомых, которые не всегда положительные люди. Все это может привести к печальным последствиям. Нельзя исключать и исход суицидального порядка, в случае, если подростка «загонят в угол» или он будет чувствовать себя безысходно одиноким, отвергнутым, непонятым, никому не нужным и бессмысленным человеком. Так как же быть в случае проявления протестного поведения ребенка?
Есть один очень действенный способ – игнорирование. Хорош он в том случае, если поведение ребенка имеет цель привлечь к себе внимание или добиться запрещенного. Игнорирование применяется в случае хныканья, криков и истерик, намеренного непослушания, хамства и грубости, а также мелкого шантажа. Не будет зрителя – не получится спектакля.
Если ребенок использует игрушки для обид товарищей, отберите их до того времени, пока малыш не осознает, в чем был неправ и не исправится. Если вы отняли игрушку, но ребенок продолжает вести себя неправильно, уведите его домой. Оторванный от общества и возможности веселой игры он быстрее сделает правильные выводы. Этот же способ, но с иными увлечениями, доступен для применения и в воспитании подростков.
Третий способ – тайм-аут, когда родители перестают на непродолжительное время общаться с непослушным чадом. Поскольку общество и внимание родителей очень важно для детей и подростков, они начинают выполнять указания родителей с первого раза, а уважение к старшим возрастает. При этом нежелание разговаривать с ребенком должно подкрепляться соответствующим выражением лица. Возможно применить и изоляцию, только в безопасных условиях. Маленьких детей можно изолировать в манеже или кроватке, проверив их безопасность.
При воспитании детей следует помнить об уважении к личности ребенка или подростка, и о том, что подобное поведение может быть не проявлением строптивого нрава или невоспитанности, а попытки познать окружающий мир со всех сторон и во всех проявлениях. При всех описанных способах взрослые должны запастись упорством и терпением и не забывать о контроле над своими эмоциями.