Первыми, кто прививает ребенку рамки дозволенного и нормы поведения, это конечно родители. Родительское влияние начинается с раннего возраста. В это период ребенок наиболее восприимчив к информации, все усвоенное запоминается надолго, глубоко оседая в памяти. В современном мире, вслед за демократизацией общества, происходит процесс демократизации семейного воспитания. Это проявляется в уменьшении запретов, выставлении границ и запретных областей. Ребенок становится младшим другом. Но вопрос запретов весьма тоньше и глубже, чем простые и понятные "все можно" или "все нельзя".
Очерчивание границ и норм поведения нужно прежде всего самому ребенку. Все дело в том, что правила и нормы поведения нужны для того, чтобы ребенок определил структуру окружающего мира, понял свое место в этом мире. Тогда ему легче будет понимать мир, делает его предсказуемым, а значит более безопасным и легким для изучения. Ребенок, который незнаком с правилами и нормами, начинает теряться. Неопределенность положения вызывает чувство дискомфорта, ребенок ощущает себя брошенным. Для того чтобы справиться со всем этим, ребенку нужно определиться, и он начинает самостоятельно устанавливать правила, границы и определять, что можно. Обычно дети далеко отодвигают границы дозволенного и это вызывает проблемы поведения в обществе. Таких детей очень сложно вернуть в допустимые нормы и общепринятые стандарты поведения. В школьном возрасте подобные проблемы встают в полный рост.
Когда родители прививают нормы поведения, нужно помнить о некоторых весьма важных вещах. Во-первых, степень важности и нужности самих запретов. Есть вещи общепринятые и принципиальные, по ним живет все общество. А есть забота родителей о своем спокойствии, благополучии. Ведь гораздо спокойнее посадить ребенка в манеж, чем пустить его ползать или ходить. Глядишь, еще шишку набьет. А то, что не набив собственных шишек, не выработаешь навыков как избегать таких ситуаций, родители забывают.
Или навязывание собственного мнения всегда и во всем, требование беспрекословного подчинения от ребенка, может привести к большим проблемам, когда ребенок станет взрослым. Живущий чужим умом, не имеющий собственного мнения инфантильный человек - вряд ли тот идеал, к которому стремятся родители воспитывая детей.
Во-вторых, нужно учитывать в какой форме подаются ограничения и даются запреты. Нужно объяснить, причем доходчиво и аргументированно. Такой подход легче воспринимается детьми, а также служит знаком внимания.
В-третьих, очень важно отделять поступок, благодаря которому были нарушены границы или запреты, от личности ребенка. " Ты дурак, не понимаешь, что я говорю? Я же говорил этого не делать!". Ребенок понимает, что он дурак, а не то, что он ошибся и ошибку можно исправить. Нужно чтобы ребенок понял, что поступок плохой и таких поступков нужно в дальнейшем избегать.
В-четвертых, необходима последовательность и согласованность. То есть эти рамки и границы соблюдают все. Нарушение этих рамок и границ всегда вызывает осуждение и неприятие. И эта последовательность, и согласованность должна быть присуща не только родителям, но и всему взрослому окружению ребенка.