Не в каждой семье между родителями и детьми отмечаются гармоничные отношения. Часто это связано со стереотипами в воспитании. Большинство родителей воспитывает своих детей по собственному образу. Например, если воспитание в семье было построено на агрессии, упреках, осуждениях, то другого воспитания собственных детей ожидать сложно. Такие люди считают агрессию единственным верным способом донести информацию и воздействовать.
В то время, когда ребенок переходит в период подросткового возраста, отношения с родителями могут сильно накалиться. Часто, проблемой воспитания подростка занимаются родители, которые не имеют психологической подготовки. Кроме того, что надо решать проблематику поведения своих детей, родителям приходится бороться с проблемами быта. То есть, обеспечивать детей, уживаться с партнером и т. д. Времени на собственное психологическое образование не остается.
Родители могут не понимать, почему их чадо стало агрессивным или замкнутым. Подростки перестают делиться своими секретами, все больше отстраняясь от родителей. Они хотят вести собственный, отличный от родителей, образ жизни. Часто это сопровождается примыканием к каким-либо группировкам, например, готам, пацифистам и т. д. Период сопровождается любопытством к новому, не исключая вредные привычки, такие как курение или наркотики.
Родителям важно понимать, что воспитывать надо начинать не с момента столкновения с конкретной проблемой, а с момента рождения. Здесь присутствует еще один аспект: те методы воспитания, которые применялись к ребенку в младшем возрасте, перестают действовать на подростка. В период полового созревания поведение ребенка характеризуется полярностью. Сегодня он может быть целеустремленным циником, а завтра будет апатичным меланхоликом. Стимулировать поведение подростка надо поощрениями. Однако материальные ценности не всегда имеют воздействие.
Главным аспектом в воспитании ребенка становится терпение. Родители должны уделять максимум времени, интересуясь увлечениями и потребностями своего отпрыска. Ребенка надо хвалить и поощрять за успехи, не наказывать за ошибки, совместно преодолевать трудности. Нельзя запрещать самостоятельно принимать решения. Это своего рода оценочный механизм мировосприятия. Если ограничивать подростка в этом процессе, то можно нанести непоправимый вред. Для своего ребенка надо стать авторитетом и другом, к которому он придет за советом и чьи слова будут важны.
Случается, что ребенок, достигнув переходного возраста, становится неуправляемым, его действия непредсказуемы и могут нести вред окружающим. Самостоятельно родителям вряд ли удастся справиться с таким поведение. В этой ситуации стоит прибегнуть к помощи квалифицированных специалистов.
Чтобы не упустить ребенка, нельзя бросать на самотек его неадекватное поведение. Нелишним будет и родителям посетить тренинги и повысить свое психологическое образование. Когда в семье возникает проблема, наиболее действенно решать ее сообща, а не взваливать все на подростка.