Второй этап воспитания ребенка длится от трех месяцев до полугода. Ребенок все еще не самостоятелен, полностью зависим от родителей, но кое-что он уже понимает. До 3 месяцев он должен узнавать своих родителей и близких родственников, поворачиваться в сторону издаваемого звука. Во время второго этапа закладываются основы речи. Поэтому очень важно разговаривать с малышом, петь ему песенки и рассказывать сказки, чтобы он получал как можно больше информации. Также можно слушать с ним музыку, но подбирать следует мягкие и тихие мотивы, чтобы ребенок не пугался.
Во время прогулок необходимо концентрировать внимание ребенка на некоторых посторонних звуках и объяснять, откуда они исходят. Но при этом место нужно выбирать тихое, чтобы громкий гудок автомобиля или другой резкий звук не потревожил его.
В этом возрасте малыш начинает с интересом разглядывать различные части тела, как свои, так и окружающих его людей. В игровой форме следует называть части тела и показывать их, чтобы информация лучше усваивалась. Для ребенка в таком юном и хрупком возрасте необходим телесный контакт с родителями, особенно с мамой. Но все должно идти на пользу ребенку, а не во вред. Спать ребенок должен отдельно от родителей, в своей кроватке. Он также должен научиться засыпать в одиночестве. У него должен быть режим дневного и ночного сна, кормления и игр. Так как ребенок становится все более подвижен, учится перекатываться с боку на бок и ползать, необходимо делать с ним зарядку. Самые примитивные физические упражнения, например, подъем рук или ног поможет укрепить тело ребенка и подготовить его к более активным действиям. Также нужно делать массаж, легонько поглаживая ребенка по спине, плечам и ногам.
Малышу необходимо познавать мир, поэтому следует купить ему развивающие игрушки, соответствующие его возрасту. Это могут быть музыкальные игрушки, плюшевые кубики с яркими картинками и другие товары, которые можно найти в детских магазинах. Также можно приобрести развивающие книжки. Каждую картинку следует сопровождать объяснениями. Но не следует разговаривать с ребенком "детским" языком. Не нужно заменять слово "машина" на "бибика" и тому подобное. Мягко и ласково следует называть слова своими именами, чтобы малыш мог оперировать ими в будущем. Указывая на животное, можно рассказать, какие звуки оно издает, чем питается и где живет. Все эти образовательные игры в будущем помогут ребенку развить умственные способности. После изучения некоторых звуков, картинок, можно задавать ребенку некоторые вопросы, на которые он сможет дать ответ, указав пальцем на нужную вещь. Малыш всегда должен получать информацию, чтобы его развитие не останавливалось.
В этот период у детей начинают прорезываться зубки. Чаще всего в это время малыши очень беспокойны и часто плачут. При первом появлении зубов следует обратиться к врачу и выполнять все его назначения. Не следует снимать боль сомнительными народными средствами. Малыша нужно успокаивать, отвлекать от боли играми. Но ни в коем случае нельзя из-за этого нарушать режим или позволять ребенку спать с родителями в одной постели. Он должен научиться справляться с некоторыми трудностями сам.