Ребенок знакомится с миром, учится общаться с ним и с окружающими людьми. Взрослые должны обучить ребенка находить нишу в коллективе, которым также является семья.
Сильные стороны ребенка
Конкуренция наблюдается не только между братьями и сестрами. Это явление в целом распространено среди детей – каждый стремится быть лучше других. Кто-то хочет быть умнее, кто-то сильнее, кто-то интереснее остальных. Такое поведение помогает ребенку самоутвердиться и вписаться в общество. Поэтому элемент соревновательной работы является очень важным в воспитании детей старше семи лет.
Однако внутрисемейное соперничество поощрять нельзя. Особенно, когда разница между детьми значительна. Если один ребенок недавно пошёл в детский сад, а второй уже давно учится в школе, то нельзя сравнивать детей между собой, так как они изначально имеют разные возможности. Необходимо выделять и развивать умения и успехи каждого ребенка в отдельности, возможно – в игровой форме.
Кого любят больше?
Иногда приходится сталкиваться с яростным соперничеством за любовь родителей, дедушек и бабушек. Любовь родителей необъятна и бесконечна, и поровну делится между всеми детьми. Однако им не всегда это очевидно – дети могут считать, что родительской любви на всех может не хватить, что её надо заслужить и что кого-то обязательно будут любить больше, а кого-то меньше.
При возникновении такой проблемы взрослым стоит обратить внимание на свое поведение, не уделяют ли они больше внимания одному ребенку, чем другому? Родители должны контролировать себя, не быть слишком требовательными к одному ребенку и слишком терпимыми к другому.
Ставропольским родителям нельзя надеяться на то, что дети сами разрешат конфликты. У детей этого не выйдет – у них нет ни опыта общения, ни навыков, ни зрелости ума и характера, чтобы разобраться с ситуацией. В таком случае взрослые должны рассудить детей. Необходимо прокомментировать поведение всех участников конфликта, предложить варианты разрешения спора. При этом важно оставаться беспристрастными и объективными.
Разделение по старшинству
Чтобы избежать возникновения части конфликтных ситуаций, определите между детьми иерархию по старшинству. Старших детей стоит воспитывать одним методом, младших – другим. Объединять детей должно одно правило: помнить об уважении друг к другу независимо от возраста. Кроме того, старший ребенок не должен пользоваться своей силой, подавляя, оскорбляя и унижая младших детей.
При этом, следите, чтобы старший ребенок не использовался как рабочая сила, «нянька» для младшего ребенка. Все должны выполнять равноценную посильную работу по дому. Нельзя допускать, чтобы младший ребенок добивался своих целей плачем и истериками, манипулируя взрослыми. Каждый ребенок должен иметь личное пространство, личное время и вещи. Возьмите за правило то, что вещами ребенка нельзя пользоваться без получения на то разрешения.