1. Выявить, каков жизненный цикл информанта, сколько жизненных этапов им прожито.
2. Определить, какие моменты жизни стали ключевыми для информанта
3. Определить круг агентов социализации информанта.
4. Выяснить, какие люди сыграли важную роль в его жизни,
5. Выявить факторы, повлиявшие на формирования мировоззрения информанта.
6. Выяснить, какой жизненный этап был более приятен (важен и т.д.) для информанта.
7. Дать психологическую характеристику информанту, определить его жизненные установки и принципы. Гипотезы
1. Мировоззрение информанта в течении жизни претерпевало изменения.
2. На мировоззрение информанта оказал влияние тот исторический период времени, в котором он жил и живёт, а также общественно-политическая обстановка в тот период.
3. На формирование мировоззрения респондента повлияли такие агенты его социализации, как семья, учебный класс и группа, коллектив друзей и педагоги.
Информант попросил остаться инкогнито, поэтому его имя раскрываться не будет. С информантом была проведена одна беседы. Информант описал пройденные этапы его жизненного пути, вкратце рассказал о ключевых моментах своей биографии и важных для него людях. Биографическое исследование имело вид полуструктурированного интервью.
Интервью проводилось дома у интервьюера, в знакомой и комфортной для информанта обстановке (информант часто бывал в гостях у интервьюера). Беседа проходила в дневное время в комнате интервьюера. Обстановка была непринужденной, информант чувствовал себя расслабленно и комфортно, свободно рассказывал о событиях своей жизни. Поэтому речь достаточно многословная. В речи наблюдались довольно продолжительные паузы при ответе на вопросы интервьюера. Присутствуют речевые ошибки, просторечные слова, «слова-паразиты», использовался молодежный, студенческий сленг, а также нецензурная речь, что говорит об определенном статусе информанта и уровне культурного развития. Тем не мене можно с уверенностью утверждать, что этому способствовала также и непринужденная обстановка во время проведения интервью.
Респондент прожил такие жизненные этапы, как детство, юность и молодость, которая продолжается на сегодняшний момент. Информант начинает свой рассказ с описания своей семьи и дома. Дошкольный период лишь вскользь упоминается, в целом же ничего существенного об этом периоде жизни не рассказывается.
Можно построить предположения о субъективной значимости периодов жизни информанта: студенческая жизнь информанта, по продолжительности занимающая 5 лет из 22, т.е. около 23% жизни занимает 35% рассказа, школьный же период, занимающий 45% процентов жизни составляет 20% рассказа. Структурное соотношение рассказа примерно следующее:
20 % - семья
25% - о себе (эмоции, личные переживания, планы, цели, работа, досуг)
20 % - школа
35 % - университет.
Рассказ о периоде обучения в школе занимает около одной пятой повествования, хотя этот период занимает чуть меньше половины жизни информанта. Можно сказать субъективная значимость данного периода жизни низкая. Также можно с уверенностью сказать, что у информанта сформировалось негативное отношение к школе, хотя респондент на вопрос «Как он оценивает школу как период жизни?» отвечает: «школу как период жизни я оцениваю… нормально». О школе как об институте образования говорится лишь вскользь, прежде всего рассказывается о школьном окружении, одноклассниках, школьных друзьях и школьных недругах: «Мне не понравилось в моем 10 классе общаться с парнями моего же возраста, т.к. у них была другая субкультура. Они не понимали таких простых людей как я. Мы не сходились характерами, постоянно были драки»; «не понимали друг друга, обзывались»; «где-то с 8 класса все начали пить. Постоянно звали меня на тусовки, но я не ходил. Мне говорили что ты какой-то отстойный, ты все время один, хотя это было не так. У меня был свой круг общения с людьми, с такими же простыми как и я, тоже которые не пьют и не курят. Человек 4 их было: 1 девушка и 3 пацана».
Первичными агентами социализации информанта являлись члены его семьи: родители, сестра и бабушка. Они играют очень важное значение для информанта. Нельзя утверждать, что у информанта негативное отношение к семье, хотя и положительных оценок семье он не дает. Очень важным является следующее замечание информанта: «К дому почему-то негативные ассоциации. Как говорится, жил в 4 стенах, не было 5 угла, куда можно было спрятаться, забыться. «…» А иногда собирался и уходил. Даже не говоря. Мама не знала тогда, куда я ходил, почему так поздно возвращался. Было огромное желание не общаться со своими родными, потому что меня это как-то успокаивало на некоторое время, я отдыхал». Это указывает на некоторые проблемы в семейных взаимоотношениях. Важно отметить, что о своей матери информант упоминает довольно часто, между ними нередкими ссоры («Мне мама говорит: «Давай, короче, женись и сваливай отсюда». Нам уже вместе тяжело жить. Иногда, бывает, ссоримся. Даже по пустякам. Мама начинает, я продолжаю, а конца и края не видно»). Тем не менее, мать существенно влияет на жизнь респондента, ее мнение важно для него (например, в вопросе выбора специальности), и не всегда информант в состоянии отстоять свое мнение в различных спорах.
Повествование о семье занимает одну пятую всего рассказа. В принципе можно сказать, что семья занимает далеко не последнее место в жизни респондента, хотя и нельзя утверждать о большой привязанности информанта к семье. Информант достаточно глубоко переживал развод родителей: Интервьюер: какие события вашей жизни вы считаете самыми важными?
Информант: самое важное – это развод родителей. Я этого не ожидал. «…» Я развода не хотел родителей, я маме так и говорил».
Но прежде всего информант отмечает важность для него дружеской компании, среди друзей он отмечает прежде всего парней из студенческой группы. Информант указывает на большую значимость для него дружбы, друзей, которые занимают в его жизни скорее всего первое место. Наиболее часто встречающиеся слова – это общение, друзья, отдых вместе с друзьями. Вообще тема общения самая центральная для респондента, в различных формах ей посвящено более половины повествования: «Самое главное – это было общение с людьми, мне было его вдоволь. В школе мне не хватало общения». Важно, как характеризуется общение в школе и в университете: «Когда мы чуть ближе друг друга узнали (в группе у нас всего 7 пацанов и 21 девушка), короче, когда мы ближе познакомились с пацанами, я был очень счастлив, пообщавшись с ними. Это те люди, у которых такой же характер, как и у меня. С ними пообщаться можно нормально, они не скажут тебе «Слышь, далб...ёб, иди туда-то, туда-то». В школе у меня такое общение было. Вот. Никто не подкалывает, никто не ниче не делает плохого».
Можно сделать вывод, что общение является важнейшей потребностью информанта, фундаментом его мотивационной структуры. Налицо бегство от одиночества и желание найти друзей в любой среде. Скорее всего именно поэтому студенческой жизни, во время которой информант нашел множество друзей и удовлетворил свою потребность в общении, уделено достаточно большее внимание, чем школьному периоду, во время которого наблюдалась нехватка общения.
Вообще важно заметить, что субъективное восприятие событий для информанта намного важнее фактического положения дел. Это подтверждается также тем, что информантом легко нарушается хронологическая последовательность событий: он может частенько переходить с одного периода жизни на другой и обратно, сравнивая и сопоставляя. Характерно то, что информантом практически не упоминается ни имен, ни четких дат: кроме семьи, окружение оценивается в общем, без упоминания конкретных людей. В плане хронологии событий упоминаются возраст респондента, класс или курс обучения, а не конкретные даты. Это также указывает на приоритетность субъективных переживаний, ощущений от событий, а не событий как таковых.
Следует также заметить, что в рассказе информанта были обнаружены некоторые противоречия, например: «в школьные времена я не пил и не курил, кстати». Далее: «И еще по школьным временам в 10 классе я постоянно уходил из дома пешком часов в 6 вечера, в 7 и шел в центр. Там просто садился на лавочку брал коктейль либо бутылку пива…
Интервьюер: а говорите, что в школьное время не пили!
Информант: ну это че, разве выпить? Это так, баловался».
Также можно сделать вывод о некоторой инфальтильности информанта: наблюдаются безответственность и халатное отношение к учебе, из-за чего возникали проблемы, обнаружена постоянная надежда на «авось» или, употребляя слова информанта, на «халяву». Вообще, можно сказать, что информант практически не ориентирован на прагматизм. Описание студенческой жизни изобилует подробностями о совместном времяпровождении с друзьями информанта: «Кстати да, на первом курсе мы пили, мы бухали по-страшному, я вспомнил». «Было много веселья, собирались компаниями… пацаны. Всегда мы собирались нашей мужской компанией и проводили вместе досуг. Не кого-то до сук там провожали, а сами сидели, отдыхали. Пили много, говорю честно. Пропивали все деньги. Но на то и нужна студенческая жизнь». Кстати, важно указать, что тема алкоголя в интервью упоминается довольно часто.
В плане жизненных планов и целей на будущее, можно сказать, что информант не имеет четких представлений о своем будущем. Например, можно поставить под сомнение реалистичность подобных намерений, о которых информант утверждает с достаточной долей уверенности: «… мне впадлу учиться, я лучше деньги буду зарабатывать. Интервьюер: а образование вам нужно?
Информант: образование мне, да, нужно. Я не пойду работать социологом.
Интервьюер: а кем вы собираетесь работать?
Информант: не знаю. Буду пробиваться дальше через знакомых. Куда-нибудь, в кабинет в какой-нибудь, где можно просто сидеть под кондиционером, писать какие-нибудь бумажки. Лучше пальцы намозолить».
Также следует сказать, что работа для информанта – лишь источник дохода. Не говорится о стремлении самовыражаться, развиваться.