Послевоенные годы были богаты техническими новинками, однако самая важная из них — телевидение — в полный голос дала о себе знать несколько позднее, в начале пятидесятых годов.
Телевидение имеет свою историю, восходящую к Фарадею, Рентгену и другим великим физикам, работавшим в области электричества, магнетизма, световых и иных излучений. Еще в XIX столетии английский физик Максвелл, опираясь на работы математика Гамильтона, обнаружил электромагнитные колебания, а русский изобретатель Попов сконструировал первый в мире радиопередатчик. С радио было теснейшим образом связано и появление телевидения: мысль о возможности передавать без проволоки не только звук, но и изображение занимала многих ученых, среди которых были русские физиологи Бехтерев и Сеченов, и работавший в России итальянец Казелли, и многие прославленные ученые Европы и Америки. В 1911 году профессор Розинг продемонстрировал на экране электролучевой трубки две горизонтальные и две вертикальные пересекающиеся линии, возможно, это был первый телевизионный сеанс. Подобные опыты проделывались во многих лабораториях, но не покидали их стен, и в качестве зрителей имели лишь ученых с ассистентами и лаборантами. До времени, когда станет возможно смотреть рен тв онлайн, оставался еще целый век.
В 1921 впервые в СССР было сообщено об изобретении устройства, позволяющего лицезреть на экране изображение говорящего по радио человека. С тех пор известия о попытках передачи изображений на расстояние периодически появляются в советской прессе. Профессор Розинг продолжает свои исследования. Параллельно работают Термен, Коваленков, Грабовский и другие. Столь же интенсивно проводятся работы во многих зарубежных государствах. Поэтому, если среди сотен ученых, сделавших вклад в изобретение кинематографа, все же выделяют имена братьев Люмьер, телевидение таких «отцов» не имеет. Оно рождалось параллельно, одновременно, в осознанном и неосознанном соавторстве тысяч изобретателей.
Его первые шаги были связаны с радио не только технически, но и творчески. С двадцатых годов радио усиленно разрабатывало формы и способы публицистического и художественного радиовещания. Прежде всего стало ясно, что музыка приобретает неслыханную массовость, вырываясь из салонов и концертных залов — в дома, на площади, на просторы всего земного шара. За музыкой следовало художественное чтение, а за ним и театр. Но что за театр без изображения?
Появились теоретики, утверждавшие, что радио - это новый вид искусства, передающего драматическое действие только через слух. Но, видно, новое искусство не рождается потому, что старое чего-то лишается. Так, радио не стало новым искусством оттого, что передаваемый по нему театральный спектакль лишился изображения. Ранее рождение кино показало, что новое искусство рождается от обогащения и соединения, синтеза уже существующих искусств.
Но тут заявило о себе телевидение. Оказалось, что по радии можно передавать и изображение. В 1930 году в лаборатории профессора Шмакова уловили телепередачу из-за рубежа: танцующая пара была видна на экране, размером со спичечный коробок. В конце того же года московская Шаболовская радиостанция начала передачи для радиолюбителей: сначала неподвижные изображения, раз в неделю, потом чаще и движущиеся, сначала немые, а потом синхронно говорящие. Делом этим заинтересовалось правительство, дело приняло государственный масштаб...
Значит — появился радио-театр. Но не слишком ли это напоминает кино? Правда, передается зрелище не ранее зафиксированное, а происходящее сейчас, в момент передачи. Но ведь передается на экран! И не только действие, разыгрываемое актерами, но и просто люди, говорящие, танцующие, курящие. А позднее — идущие по улице, стоящие у станка. Хроника? Кинохроника?
Однако, пока никто телевидение кинематографом не считал. Оно было зримым радио. Как и по радио тех времен — передачи передавались не с записи, не с пленки, а непосредственно «живьем». Передавались читающие вслух люди, затем театральные, вернее, эстрадные сценки. Так же, как когда-то в кино, зрителям было не так уж важное, что они видят. Важно, что видят — по радио!
В конце тридцатых годов были построены Московский и Ленинградский телецентры. Регулярное телевещание началось в 1939 году, а в 1940 появились «17—Т—1» — телевизоры индивидуального пользования. Количество их росло молниеносно...
Война, конечно, прервала этот процесс. Но техника телевидения продолжала совершенствоваться и помогала оборонным делам. После войны телевидение хлынуло в быт. В 1949 году вышел телевизор «КВН—49» с экраном размером с записную книжку. С 1950 года заработали телецентры в Киеве, Минске, Свердловске, Таллине, Риге, Баку, Ташкенте, во всех столицах республик, во всех крупных городах. В 1950 году было 4 тысячи индивидуальных телевизоров, в 1960 - уже 4 миллиона, а в 1970 — около сорока миллионов... Двадцатый век уже переставали называть веком кино и авиации. Говорили — «век телевидения и космонавтики!».
Так что же за чудо произошло? Чудесное окно пришло в каждый дом! Сидя за своим столом, лежа на своем диване, можно переноситься в любые уголки земного шара, можно воспринимать произведения всех искусств! Спектакли, живописные полотна, симфонические концерты, архитектурные сооружения, фильмы... Все эти произведения изменяются: приближаются к нам, изменяют свою крупность, ракурсы, разделяются на фрагменты, детали, сочетаются между собой — живопись с музыкой, текст с изображением...
Родилось новое искусство? Или это кино вырвалось из кинотеатров и пришло домой? Или это радио — могучий популяризатор всех других искусств — обрело зрительность, изображение?
Теоретики начали спор, продолжающийся до сих пор. Но в стране самого большого распространения телевидения — в Соединенных Штатах Америки — кинематографистам стало не до споров. Разразился кризис, резко понизивший доходы кинофирм, а затем и производство кинофильмов.
Как всегда, причин кризиса было много. Среди них — общее понижение жизненного уровня, утрата монополии проката, растущая активность других стран в области кинопроизводства. Американские фильмы во многих государствах постепенно начали вытесняться своими, национальными. Нарушалась монополия, терялись рынки сбыта. Влияли на кризис и идейно-художественные факторы. Но главной причиной явилось распространение телевидения. Миллионы людей предпочитали оставаться дома, у маленьких голубых экранов. Это спокойнее и, главное, дешевле.
С конкуренцией телевидения кинематография боролась разными средствами. Магнаты кино прибирали к рукам телестудии. Выпускались ограничительные законы, «квоты», запрещался показ по телевидению новых кинофильмов. Но главное не это! Развивается новая кинематографическая техника, пока недоступная телевидению и привлекающая зрителей своей выразительностью новизной. Так тормозящие развитие процессы оборачиваются порой своей противоположностью, начинают способствовать прогрессу.
Конкуренция стремится тормозить, а вынуждена развивать новые выразительные средства кино. В социалистических странах натиск телевидения сказывается меньше, но все же имеет место. Но регулировать взаимоотношения зрелищ и каналов информации социалистический уклад может легче. Все находится во владении одного хозяина и регулируется государством.