Система FC, обеспечивающая электропитание воздушных судов, предоставляет качественную электроэнергию для бортовых нужд. В ее состав входят различные источники тока, а также устройства управления и защиты. Аккумулятор и электрогенератор относятся к первой группе источников энергии, а аэродромный преобразователь и трансформатор - ко второй.
Использование
На борту самолетов используются разнообразные устройства для преобразования электрического тока. Электромеханические и электронные преобразователи играют ключевую роль в обеспечении вторичных источников питания. Электромеханические устройства объединяют в себе двигатель постоянного тока и генератор переменного тока, работая на основе двойного токового преобразования.
Статический аэродромный преобразователь высокого напряжения использует полупроводниковые компоненты, такие как тиристоры и транзисторы, для преобразования постоянного тока в переменный. Они обладают более низким уровнем вибраций и шума по сравнению с механическими устройствами, их эффективность составляет до 85% (что критически важно для обеспечения питания в случае аварийной ситуации на борту).
Существуют множество устройств, таких как ПТС-25, ПТС-250, ПТС-800, ПТС1600, ПТС-2500 и ПОС-25, которые устанавливаются на различные типы воздушных судов. Например, ПТС-25 работает с бэкап авиагоризонтом, который получает энергию от аккумуляторов. ПТС-250 генерирует 36 Вольт для Ту-154, ПТС-800 устанавливают на Як-42 и Ту-204, а ПОС-25 используется для питания электрических розеток. Важно обеспечить надежность системы электроснабжения воздушных судов, что является ключевым фактором безопасности полетов. Для этого необходимо принимать комплекс мер, направленных на обеспечение надежной работы и увеличение срока службы бортовых электроустановок.
Чаще всего применяются основные, запасные и чрезвычайные источники электропитания. Основные устройства обеспечивают воздушные суда электричеством во время обычного полета. Запасные источники снабжают электроэнергией в случае недостатка мощности основных устройств, вызванного сбоями в электроснабжении. Чрезвычайные источники обеспечивают энергией только жизненно важные системы самолета, без которых не обеспечивается безопасность завершения полета.
Обслуживание электрического оборудования летательного аппарата производят специалисты Авиационного Объединения.