За последние несколько лет сфера электронного обучения стала одним из наиболее актуальных и перспективных направлений запуска бизнеса. Многие предприниматели, организации и отдельные преподаватели стараются воспользоваться всеми «плодами», которые предлагает им данный тренд. Если Вы планируете запустить свой онлайн-курс, Вы, вероятнее всего, хотите знать, сколько будет стоить такой бизнес. И ответ на этот вопрос максимально простой – нет какой-либо конкретной стоимости.
В этом материале специалисты онлайн-агрегатора Kurrsfinder представили целый перечень критериев, которые влияют на окончательную цену онлайн-курса, а также рассмотрели приблизительные суммы, на которые стоит рассчитывать предпринимателям.
Создание контента
Разработка контента – одна из самых сложных и трудоёмких задач в запуске онлайн-курса. От качества, глубины и сложности образовательной программы зависит заинтересованность потенциальных клиентов и общая ценность информации. Стадия генерации контента состоит из нескольких параметров, которые, в свою очередь, влияют на окончательную стоимость услуги:
Исследование рынка и планирование. Время, которое Вы уделите исследованию выбранной Вами ниши и планированию запуска онлайн-курса, может занимать от нескольких часов до целых месяцев. А время – это невосполнимый ресурс, которым нужно уметь распоряжаться правильно и эффективно.
Подготовка контента. На создание контента затрачивается большая часть бюджета. Он может включать себя обучающие видеолекции, интерактивные разделы, PDF-файлы и многое другое. К примеру, средняя стоимость профессиональной съёмки начинается от 500 долларов.
Графическая составляющая. Качественный дизайн и интерактивные элементы, в среднем, стоят от 200 долларов (окончательная цена зависит от сложности работы).
Фотографии и стоковые изображения. Привлекательные и подходящие изображения способны улучшить содержание обучающего курса до неузнаваемости. Несмотря на то, что сегодня в Интернете существует большое количество стоков с фотографиями, премиальные картинки могут стоить от 5 до 50 долларов.
Стоимость генерации контента может существенно изменяться в зависимости от формата разрабатываемого курса, объёма обучающих материалов, а также качества, которое Вы хотите предоставить своим клиентам. Как минимум, для примитивного курса, по типу «сделай сам», контент может обойтись в 500 долларов. Но если Вы планируете запуск комплексной образовательной программы с высоким качеством материала, то подобный бизнес может вполне стоить несколько тысяч долларов – и это только на создание контента.
Программное обеспечение и хостинг
Техническая составляющая онлайн-курса играет не менее важную роль наряду с его содержанием. Продуманная инфраструктура обеспечивает бесперебойный процесс обучения. На данном этапе Вам потребуется решить несколько вопросов:
Система управления обучением. Специализированные платформы предлагают своим клиентам комплексные предложения различного характера. Цена услуги зависит от количества функций программного обеспечения и может достигать нескольких сотен долларов.
Домен и хостинг. Аренда домена – от 10 до 100 долларов ежегодно, аренда хостинга – от 50 до 300 долларов ежегодно.
Плагины и дополнения. Могут быть бесплатными, а могут стоить от 100 долларов и выше.
Сеть доставки контента. Если Ваш курс включает в себя широкоформатные видеозаписи и большие файлы, данная сеть может в значительной степени ускорить процесс доставки контента пользователям со всего мира. Стоимость подобной услуги напрямую зависит от пропускной способности – в среднем, от 20 до 200 долларов ежемесячно.
Безопасность. Брандмауэры, SSL-сертификаты и прочие инструменты безопасности являются не менее важным компонентом и обеспечивают надёжную защиту конфиденциальной информации студентов и содержания курса. SSL-сертификаты можно найти в Интернете совершенно бесплатно, а за расширенные системы безопасности придётся заплатить несколько сотен долларов в год.
Таким образом, стоимость программного обеспечения онлайн-курса напрямую зависит от Ваших индивидуальных интересов и требований. Для начала можно ограничиться 200 долларами в год за домен и бюджетной системой управления обучением. Но если Вы планируете развивать свою образовательную платформу, то будьте готовы к серьёзным тратам на техническую составляющую бизнеса – несколько тысяч долларов ежегодно.
Маркетинг и продажи
Маркетинговая стратегия – ключевой элемент, определяющий успех запуска онлайн-курса. Без правильного продвижения даже самый высококачественный контент не будет приносить достаточного дохода. Основными компонентами затрат на маркетинг являются:
Посадочная страница. Вы можете создать посадочную страницу совершенно бесплатно посредством стандартизированных шаблонов. Однако за уникальный и конкурентный дизайн Вам придётся заплатить от 500 до 5000 долларов.
Рекламное продвижение. Стоимость рекламы в Интернете напрямую зависит от масштаба рекламной кампании, но на начальном этапе можно ограничиться 500-5000 долларами.
SEO-оптимизация и контент-маркетинг. Стратегии SEO и контент-маркетинга, рассчитанные на долгосрочную перспективу, вполне могут стоить от 300 до 3000 долларов ежемесячно.
Акции и специальные предложения. Скидки, промо-коды и прочие виды акций, предлагаемые первым клиентам курса, снизят прибыльность бизнеса на начальных этапах. Не стоит забывать об этом.
Маркетинговое продвижение и продажи довольно часто являются ненормированными издержками при запуске электронной образовательной программы. Это объясняется тем, что окончательная стоимость подобных услуг напрямую зависит от масштаба рекламной кампании и Ваших планов.
Прочие виды затрат
В процессе планирования и составления бюджета, затрачиваемого на запуск онлайн-курса, очень просто упустить из виду прочие, «скрытые» расходы. Однако при тщательном решении всех финансовых вопросов можно обнаружить, что подобные издержки складываются в довольно крупную сумму и поэтому могут играть важную роль в дальнейшем успехе бизнеса. Как правило, предприниматели сталкиваются со следующими затратами:
Платёжный шлюз. Плата за проведение транзакций может отобрать у Вас всю прибыль. К примеру, Stripe и PayPal взимают примерно 3% и дополнительно 30 центов за каждую транзакцию.
Поддержка пользователей. Средняя стоимость данной услуги начинается от 200 долларов и может доходить до нескольких тысяч.
Периодическое обновление и обслуживание проекта. Чтобы поддерживать высокое качество онлайн-курса и актуализировать информацию, Вам необходимо будет вносить соответствующие доработки. Это может Вам обойтись в несколько сотен долларов в течение года.
Прочие виды затрат нередко игнорируются предпринимателями, однако они могут оказать серьёзное влияние на общий бюджет проекта. Поэтому Вам следует учитывать абсолютно все издержки – даже самые незначительные.
Окончательная стоимость проекта
Если сложить все рассмотренные затраты, то стоимость электронного образовательного курса может составлять от 1000 долларов за базовый вариант и доходить до 20000 долларов за уникальный, актуальный и высококачественный контент. Вот приблизительное ранжирование затрат:
Минимальные издержки: Контент (500 долларов) + программное обеспечение и хостинг (200 долларов ежегодно) + прочие траты (300 долларов) = 1500 долларов.
Средние издержки: Контент (3000 долларов) + программное обеспечение и хостинг (600 долларов ежегодно) + услуги маркетинга (3000 долларов) + другие расходы (1200 долларов) = 7800 долларов.
Высокие издержки: Контент (8000 долларов) + программное обеспечение и хостинг (1200 долларов ежегодно) + маркетинговые исследования (10000 долларов) + отдельные затраты (3000 долларов) = 22200 долларов.
Способы снижения расходов на запуск онлайн-курса
Разработка онлайн-курса считается весьма дорогостоящим бизнесом, однако существует несколько инструментов, с помощью которых можно снизить издержки и, при этом, не ухудшить качество контента.
Выбор практичного программного обеспечения
Если Вы разбираетесь в технических вопросах, либо же можете нанять специалиста, системы управления обучения позволят Вам снизить траты на подключение подписки. К тому же, в Интернете можно найти LMS, оборудованные интуитивным управлением – они рассчитаны на пользователей с разной базой знаний.
Самостоятельное решение вопросов
Вы можете создавать контент, проводить маркетинговые исследования и даже работать с клиентами самостоятельно – при помощи Ваших навыков и компетенций. Но прежде чем воспользоваться таким методом, посчитайте, сколько у Вас будет уходить времени на решение имеющихся задач – возможно, целесообразнее будет привлечь специалистов.
Взаимовыгодное сотрудничество
Совместная деятельность с заинтересованными партнёрами (преподавателями или создателями контента) поможет не только распределить общую нагрузку, но и уменьшить траты. К примеру, если Вы разрабатываете курс на тему цифрового маркетинга, Вы можете предложить сотрудничество SEO-экспертам, или же специалистам по контекстной рекламе и, в свою очередь, сфокусироваться на маркетинговых стратегиях. Это позволит Вам разделить ответственность и расходы.
Использование готового контента
Если у Вас уже есть собственный блог или подкаст, то, вероятнее всего, у Вас уже накопилось достаточное количество контента, который подойдёт для повторного использования. Например, информационные статьи можно превратить в обучающие материалы, расшифровки видеороликов – в тематические посты в блоге и так далее.
Услуги фриланса
Если Вам потребуется помощь в решении каких-либо вопросов, Вы смело можете воспользоваться услугами фрилансеров – найти их можно на тематических порталах, по типу Fiverr или Upwork. Однако перед этим тщательно изучите опыт работы заинтересовавших Вас фрилансеров – ознакомьтесь с их готовыми проектами для оценки качества.
Итоги
Разработка собственного онлайн-курса – это задача, которая требует множество затрат – временных и материальных. Окончательная стоимость бизнеса напрямую зависит от целого перечня факторов, начиная от объёма материалов и заканчивая качеством курса. Несмотря на желание сократить издержки, не забывайте, что от качества образовательных материалов зависит степень удовлетворённости клиентов и, соответственно, Ваша репутация на рынке!