Сайт Ставрополя
 
  
Сообщения
Загрузка

«Стратегия 2020»: рабочих рук много не бывает. Город Ставрополь — 1777.Ru

+ Добавить объявление
«Стратегия 2020»: рабочих рук много не бываетПовышение пенсионного возраста, привлечение новых мигрантов и сокращение неформальной занятости – три основных кита, на которых должен удержаться российский рынок труда в ближайшие десятилетия. На днях была опубликована итоговая версия экспертного доклада по «Стратегии 2020».
Суть стратегии
Изначальный посыл стратегии не нов и с ним никто не спорит – Россия не может дальше жить почти исключительно за счет экспорта сырьевых ресурсов. Авторы документа предлагают внедрять модель экономического роста, основанную на новой социальной политике.
Ставка делается на отрасли, ориентированные на развитие человеческого капитала: образование, медицину, информационные технологии и т. д. Со своей стороны государство должно обеспечить конкурентоспособную оплату труда в бюджетном секторе. «Надо довести до конца движение к «эффективному контракту», начавшееся в 2004-2010 гг. с государственных служащих и распространившееся в 2011 году на школьных учителей. Задача 2012-2016 гг. – эффективный контракт с врачами, преподавателями вузов, работниками культуры», – говорится в документе.
Сразу возникает вопрос: а кто оценивал эффективность проводимых мер? Например, после переаттестации работников образования зарплаты многих педагогов не только не выросли, но в некоторых случаях даже снизились. Причем не из-за низкого уровня преподавания, а по формальным причинам. Где гарантия, что распространенная повсеместно практика эффективных контрактов в нынешнем виде не приведет к обратным результатам?
В новой социальной политике предлагается сделать упор на «самодеятельность профессиональных сообществ». Этим объединениям государство готово передать значительную часть контрольно-надзорных полномочий. Предполагается, что сообщества профессионалов творческого труда – инженеров, ученых, учителей, врачей, юристов – выступят гарантом качества социальных и государственных услуг, профессионального уровня производства в самых разных отраслях экономики.
Что имеется в виду – непонятно. Судя по описанию, это те же профсоюзы, возможно, с более расширенными полномочиями. Вопрос в том, нужны ли им эти полномочия и насколько эта схема вообще будет работать.
Главная цель новой социально-экономической политики определяется как «содействие увеличению продолжительности не обремененной болезнями социально благополучной жизни, росту удовлетворенности граждан жизнью».
Болезнь роста
Для решения этой благородной цели необходимо преодолеть целый ряд проблем. Во-первых, неблагоприятный демографический тренд. По разным прогнозам, трудоспособное население страны к 2025 году сократится в лучшем случае на 10 млн человек, в худшем – на 15 млн.
Еще одной проблемой авторы называют относительно высокую стоимость рабочей силы. Официальные данные говорят о росте реальных заработных плат в 2000-2009 гг. в 3,5 раза (при росте ВВП в 1,7 раз). По мнению экспертов, Россия уже не является страной с дешевой рабочей силой. Отсюда вновь делается вывод: стране необходимо стимулировать иммиграцию, чтобы поддерживать конкуренцию на рынке труда и сдерживать чрезмерный рост издержек на труд. Вывод более чем странный – почти 70% населения зарабатывает меньше 20 тыс. рублей в месяц.
И третья проблема – низкое качество институтов. Россия занимает 66-е место в рейтинге глобальной конкурентоспособности ВЭФ, а по параметрам развития базовых институтов и инфраструктуры рынка оказывается на 100-130-х местах. В результате «уровень развития человеческого капитала не соответствует качеству институциональной среды», что приводит к «утечке мозгов». Решение проблемы авторы документа видят в повышении эффективности использования трудовых ресурсов и внутренней мобильности населения.
Новая пенсионная реформа
Если практически по всем направлениям эксперты предлагают разные сценарии, то в пенсионном вопросе они категоричны – стране нужна новая реформа. Но совсем не такая, о которой пару месяцев назад говорило Минздравсоцразвития. Авторы доклада признаются: именно в этом вопросе их предложения серьезно расходятся с курсом властей.
Главное планируемое нововведение – повышение пенсионного возраста при увеличении нормативного стажа работы. Эксперты утверждают: главный аргумент противников такого шага, что мужчины будут просто не доживать до пенсии, не работает. Ведь статистика по средней продолжительности жизни учитывает младенческую смертность, а дети в трудовых отношениях не участвуют.
Чтобы подсластить населению горькую пилюлю, предлагается сделать повышение пенсионного возраста размытым во времени. Ежегодно выход на заслуженный отдых у мужчин будет отодвигаться на три месяца, а у женщин – на полгода. Таким образом, в 2030 году пенсионный возраст остановится на отметке 63 года как у мужчин, так и у женщин.
Резонное предложение о возможности получения полноценной пенсии после выработки определенного стажа вне зависимости от возраста даже не рассматривается.
Еще одна идея – переложить часть расходов по финансированию Пенсионного фонда с работодателя на сотрудника. Так, работнику со средним доходом, возможно, придется, помимо обычных 13%, платить еще 2% от зарплаты в ПФР.
Авторы документа предупреждают: если возраст выхода на пенсию останется неизменным, период дожития нужно увеличивать с запланированных 19-ти до 22-х лет. Для будущих пенсионеров это означает уменьшение ежемесячных выплат.
Рынок труда
Ситуацию на рынке труда эксперты оценивают как неоднозначную. С одной стороны макроэкономические показатели (уровень занятости 70%, уровень безработицы меньше 7%) – хорошие. С другой – «отраслевая структура занятости ухудшается, растет удельный вес неформально занятых, бюджетный сектор остается чрезмерно большим». Есть и другие проблемы – темп создания новых рабочих мест крайне низок, трудовое законодательство остается избыточно жестким, содержит противоречия с другими разделами законодательства, применяется выборочно.
Эксперты предлагают перейти от защиты уже созданных рабочих мест к защите работников на рынке труда. «Нормы ТК должны стать более простыми, прозрачными и менее обременительными. В ТК следует ввести нормы, обеспечивающие институциональное разнообразие форм занятости, особенно постиндустриальных: заемный труд, дистанционная занятость, гибкие графики», – говорится в документе.
Предлагается перевести политику социальной защиты на рынке труда на страховые принципы. Другими словами, если работник лишится трудоспособности, платить ему будет страховая компания, а не государство. Еще одно возможное нововведение – создание Национальной системы квалификаций и профессиональных стандартов, которая заменит ЕТКС.
Подтвердить свою квалификацию специалист будущего сможет, по задумке разработчиков стратегии, предъявив электронный паспорт работника. На чип специальной пластиковой карты будет записана вся информация об образовании и квалификации человека. Предполагается, что введение такого документа повысит информационную прозрачность рынка труда, а также будет стимулировать инвестиции в обучение и повышение квалификации.
Однако главную роль в улучшении рынка труда должен сыграть комплекс мер по оздоровлению экономики страны, признают эксперты.
Миграционная политика
Главный лейтмотив раздела, посвященного миграционной политике России: «вне зависимости от сценария развития потребуется увеличение числа мигрантов разных категорий». Авторы документа признают, что более половины населения страны очень болезненно относится к этому вопросу, поэтому значительная часть раздела посвящена доказательной базе – почему России нужны иммигранты. Эксперты сетуют: «миграционная политика страны ориентирована на временную трудовую миграцию и носит ограничительный характер, она не способствует адаптации мигрантов и их интеграции в принимающее общество». Считая необходимость массового переселения трудовых резервов в страну доказанной, эксперты предлагают следующие меры:
– расширить возможности для переселения в РФ, выстроив систему миграционных статусов;
– ввести дифференцированный подход к привлечению и использованию иностранной рабочей силы, чтобы повысить эффективность временной трудовой миграции;
– создать благоприятные условия для адаптации и интеграции различных категорий мигрантов.
Эксперты подчеркивают: доклад по «Стратегии 2020» носит не директивный, а рекомендательный характер. Задача специалистов заключалась в анализе текущей ситуации и перспектив развития. В документе довольно много непопулярных мер. Решатся ли на них власти – покажет время.
www.stavropol.job.ru