К сожалению, покупка нового автомобиля в Ставрополе и любом другом городе не гарантирует отсутствие в нем неисправностей и признание такого события гарантийным случаем. Из статьи узнаете, что такое гарантия на автомобиль по закону, каковы нюансы техобслуживания по ней, сроки ее действия и гарантийного ремонта.
Что собой представляет гарантия
Гарантия — это обязательства официального дилера осуществить бесплатный ремонт/замену деталей (если обнаружен заводской брак) в предусмотренный автопроизводителем гарантийный срок.
Обратите внимание, само по себе наличие гарантии не означает, что любой случай автоматически будет признан гарантийным. В соответствии с ПП РФ № 2463 автомобили являются технически сложными изделиями. Если бы производители бесплатно ремонтировали все, что поломалось в них, они бы уже давно обанкротились. В связи с чем, ими устанавливаются определенные условия, которые необходимо знать.
Требование покупателя о проведении ремонта транспортного средства (далее —ТС) должно быть заявлено в пределах гарантийного периода. А если он менее 2-х лет/не установлен производителем — в течение 2 лет.
На что действует гарантия
Гарантийные/негарантийные случаи отражаются в сервисной книжке завода-производителя. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся.
Действие гарантии охватывает:
Ремонтные работы, а если ремонт невоможен, замену поврежденных деталей/узлов/агрегатов, пришедших в негодность по вине завода-изготовителя, а также демонтажно-монтажные работы, связанные с вышеперечисленным.
Возмещение затрат, понесенных покупателем в связи устранением поломки, включая услуги эвакуатора по доставке ТС в сервисный центр.
Оригинальные аксессуары, которые установлены официальным дилером.
Гарантия не включает:
Техническое обслуживание машины (далее — ТО).
Замену деталей/агрегатов/расходников, вследствие их естественного износа в процессе пользования авто — свечи, фильтры, диски сцепления, лампочки, тормозные колодки/диски/барабаны и т.д., если противоположное не прописано в договоре.
Восстановительные работы после произошедших природных явлений/ДТП.
Диагностику авто.
Балансировку/регулировку колес.
Чистку топливной аппаратуры.
Детали электрической группы.
Это касается гарантии на лакокрасочное покрытие, она как правило распространяется лишь на сквозную коррозию. Однако, если такое покрытие было нарушено не в результате механического повреждения, это может быть признано гарантийным случаем.
На заметку. Гарантия производителя распространяется на весь установленный ею срок. Но, если экспертизой будет установлено, что причиной поломки механизма явилась некачественный монтаж/неверный выбор деталей или дополнительного оборудования — случай не покрывается гарантией. Подробнее о том, что входит в гарантию на автомобиль — в статье адвоката Сергея Ершова.
Что можно требовать
Если в течение 15 дней с момента передачи ТС потребителю в нем были обнаружены любые недостатки, можно потребовать:
Заменить его на такую же/иную (с возвратом разницы в стоимости) марку (модель/артикул) ТС.
Возвратить его стоимость.
Немедленного ремонта по гарантии.
За пределами такого срока предъявить требования можно, если выявлены существенные недостатки в авто. На заметку. При нарушении сервисным центром срока восстановительного ремонта (свыше 45 дней) /ТС нельзя пользоваться из-за многочисленного ремонта более месяца в течение каждого года гарантийного периода — это повод потребовать вернуть вам деньги.
Каков гарантийный период
Гарантийный срок эксплуатации ТС устанавливается исходя из количества лет его использования и километража и указывается в Руководстве по эксплуатации.
Производитель может самостоятельно улучшать условия гарантийного обслуживания на авто путем пролонгации срока гарантии. Выделяют следующие его типы:
Европейский — два года с момента получения ТС потребителем без ограничения по пробегу.
Азиатский — 3 года либо 100 000 км пробега.
Помимо этого, дилеры могут увеличивать гарантийный период на определенные детали/узлы/механизмы. Однако не все так гладко, как они обещают, поскольку такие затраты уже включаются в цену машины, а договор купли-продажи (далее — ДКП) включает минимальное число случаев, когда вам действительно произведут безвозмездные ремонтные работы.
Как понять, установлен ли на автомобиль гарантийный период
После покупки авто вам не сказали действует ли на него гарантия завода или нет. Узнать это вы можете следующим путем:
Если автомобиль новый и вы купили его в салоне — гарантия на него установлена заводом-производителем, а в некоторых случаях и дополнительная, установленная дилером.
Приобрели ТС с пробегом в автосалоне — информацию о гарантийном сроке/его отсутствии найдете в ДКП.
Купили авто с рук — получить интересующие вас сведения возможно путем обращения к дилеру или продавцу ТС (физлицу).
Как исчисляется гарантийный период
Начало исчисления гарантийного срока на машину при продаже идет с момента:
Как его передали потребителю — если иные условия не согласованы в договоре купли-продажи, а если такой момент неизвестен, с даты его производства.
Устранения обстоятельств, обусловленных продавцом — если потребитель не мог использовать ТС и поставил об этом в известность дилера.
Его доставки, а если дата неизвестна — со дня, когда подписан ДКП.
Доставки автомобиля — если день доставки и продажи разнятся.
Что такое гарантийный ремонт
Ремонт по гарантии включает в себя ремонтные работы по ликвидации различного рода неисправностей и возвращению авто его первоначального функционала. При этом все затраты на такой ремонт несет производитель.
В указанный период основные детали узлов и агрегатов не ремонтируются, а подлежат замене.
Срок гарантии определяется равным году/20 000 км пробега с момента замены по гарантии нижеуказанных деталей:
Двигателя.
Коробки передач.
Раздаточной коробки.
Ведущих/передних мостов.
Межосевых дифференциалов.
Колесных редукторов/редуктора заднего моста.
Рулевого механизма.
Сцепления.
На все оставшиеся замененные детали/узлы — гарантийные обязательства действуют до конца гарантийного срока на авто в целом, если производитель не установил отличные от него сроки. Течение срока в этом случае осуществляется с даты монтажа замененной детали/узла/агрегата, отраженной в заказ-наряде.
В какие сроки проводится ремонт по гарантии
Сроки устранения дефектов ТС следующие — ст. 20 № 2300-1 Закона РФ:
Незамедлительно — если такой период стороны не определили письменно.
В письменно согласованный сторонами, но не более 45 дней.
На практике дилеры «маскируют» условие о длительности ремонта, указывая срок:
Сразу в заказ-наряде в количестве 45-ти дней, а устно озвучивают более короткий — внимательно изучайте документы прежде, чем подписать их.
Свыше 45 дней/45 рабочих дней — такое условие является ничтожным и авто подлежит незамедлительному ремонту.
45 дней в ДКП — это законно, если гарантийные ремонтные работы осуществляет продавец. Иначе время на устранение дефектов должно согласовываться по каждому выявленному недочету.
Обратите внимание, в период действия гарантии продавец/изготовитель при выявлении дефектов несет ответственность, если не докажет, что они возникли после передачи автомобиля покупателю, вследствие нарушения последним правил эксплуатации/хранения/перемещения ТС, воздействия сторонних лиц, форс-мажора.
Когда может быть отказано в ремонте ТС по гарантии
Вам могут отказать в проведении ремонтных работ авто, если:
Вы нарушили сроки прохождения ТО/правила эксплуатации ТС.
Автомобиль ремонтировался в несертифицированных сервисах, не имеющих отношение к техобслуживанию от официального дилера/изготовителя.
Вы по своей инициативе установили неоригинальные детали/комплектующие, произвели его тюнинг.
Установлено допоборудование посторонними лицами.
Машина использовалась не по назначению — гонки/учебная езда и пр.
Авто вышло из строя вследствие ДТП/природных бедствий (наводнения/пожары и др.)/незаконных действий сторонних лиц.
На заметку. Если продавец отказал вам в осуществлении гарантийного ремонта вашего ТС, просите его выдать вам письменный мотивированный отказ, проведите независимую экспертизу, опираясь на нее подготовьте претензию в его адрес. Если также получен отказ/не получен ответ, обращайтесь в суд. При признании такого отказа незаконным, вы сможете осуществить возврат вернуть автомобиль и получить назад свои деньги.
Какая предусмотрена ответственность за нарушение сроков ремонта
Если продавцом нарушены сроки ремонта (продолжительность свыше 45 дней), даже по причине отсутствия у него запасных деталей, владелец авто вправе потребовать — ст. ст. 18, 28 № 2300-1 Закона РФ:
Возврата ему денежных средств, уплаченных при покупке машины.
Полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие нарушения сроков ремонта.
Уплаты ему неустойки (пени) за каждый день просрочки в размере 3% стоимости ремонтных работ.
На заметку. Никогда не давайте свое согласие на пролонгацию сроков ремонта и обращайте внимание на текст заказ-наряда, поскольку данное условие может быть в него включено и подписав его, вы согласуете его продление
О чем умалчивают автосалоны
При продаже автомобиля менеджеры в салоне лихо расхваливают гарантийные сроки и сроки пробега, умалчивая при этом о важных для покупателя нюансах, касающихся самого обслуживания ТС. Итак, что следует знать:
Длинный период гарантии не покрывает ваши риски на все детали/механизмы/комплектующие. Поэтому при выборе ТС ищите самый минимальный список негарантийных случаев, указанных изготовителем, самый оптимальный вариант — срок 3 года и крайне усеченный перечень ограничений.
Течение гарантии начинается не с даты, зафиксированной в договоре купли-продажи (за исключением, если это прописано в его условиях), а с момента передачи авто покупателю.
При передаче авто на ремонт срок гарантии подлежит приостановлению, а после возвращения ТС владельцу в рабочем состоянии, возобновлению.
Ремонтные работы должны произвести в разумный срок, если озвученный вам срок несоразмерен устранению дефекта — требуйте неустойку.
Если авто не едет своим ходом, продавец обязан организовать вам бесплатный эвакуатор/возместить вам расходы на доставку ТС в сервис.
На заметку. Если срок гарантии истек и обнаружился существенный недостаток, вы вправе направить претензию изготовителю в период срока службы авто.
Вопросы от читателей
В: Могут ли аннулировать гарантию, если производить обслуживание не у дилера?
О: Владелец авто вправе обслуживать свое авто в любом сервисе по своему усмотрению — п. 2 ст. 16 № 2300-1 Закона РФ. Если же в дальнейшем возникнет спор, связанный с причиной возникновения дефекта/неисправности в период действия гарантии, экспертиза проводится за счет продавца/изготовителя. Если ее результат отрицательный для вас, придется ремонтироваться за свой счет, если же поломка произошла вследствие технологического брака или естественного износа, ремонт оплатит продавец.
В: Продолжает ли действовать гарантия, в случае смены собственника автомобиля?
О: Если вы купили машину с пробегом и с действующей гарантией, гарантийное обслуживание сохраняется. Обнаружили неисправность — обращайтесь в автосалон и получите обслуживание. Если гарантийный срок истек, единственное, что вы можете получить, это гарантийное обслуживание от дилера по ДКП, при условии, что документ содержит такой пункт. Нет, оплата ремонта полностью на вас.
В: Действует ли гарантия, если произошло ДТП/возгорание?
О: Здесь важна причина послужившая совершению ДТП/возгоранию. Если авария/возгорание произошло из-за заводских/конструктивных дефектов ТС, гарантия действует дальше, а работы по восстановлению ТС оплачивает дилер. При отсутствии вины завода-производителя — владелец авто получит отказ в гарантийном обслуживании.
В: Могут ли отказать в гарантийном обслуживании, если масло менялось в стороннем автосервисе?
О: Нет, отказ по такой причине неправомерен. Отказать в ремонте вам могут только, если будет доказана связь между случившейся поломкой и некачественным маслом/неумелыми действиями мастера, производившего замену масла.
В: Можно ли самостоятельно устанавливать дополнительное оборудование на авто, находящееся на гарантии?
О: Закон допускает установку допоборудования на ТС (например, сигнализации, парктроники) не у дилера. Однако часто непрофессиональные действия кустарных умельцев приводили к глобальным техническим проблемам, которые влекли полную утрату автомобиля. Поэтому лучше не экспериментировать и получать услуги в сертифицированных автосервисах.
В: Должен ли дилер на период гарантийного ремонта выдать мне на бесплатной основе подменный автомобиль?
О: Нет. Такой обязанности у него нет, поскольку автомобили входят в список товаров длительного пользования, на которые не действует требование покупателя о бесплатном предоставлении ему ТС. Однако некоторые компании на период ремонтных работ выделяют авто по собственной инициативе.
Шпаргалка
Под гарантией на авто понимаются обязательства автопроизводителя осуществить в период гарантийного периода безвозмездные ремонтные/монтажные работы при обнаружении в нем существенного дефекта.
Возмещение затрат на гарантийный ремонт частично заложено в стоимость авто.
Заявить свои требования о проведении ремонта можно в период действия гарантии, определенный в сервисной книжке/ДКП. Если он составляет менее двух лет/не определен автопроизводителем — он равен двум годам.
Срок гарантийного ремонта можно согласовать письменно, но не более 45 дней либо при отсутствии письменной договоренности ремонт проводится незамедлительно.
Во избежание сложностей с гарантийным обслуживанием внимательно изучайте руководство по эксплуатации ТС и соблюдайте требования производителя.
Если вам отказали в обслуживании, добейтесь получения письменного отказа, проведите независимую экспертизу и подготовьте претензию в адрес продавца. При получении отказа/неполучении ответа, готовьте документы в суд.
А вы ремонтировали свой автомобиль по гарантии? Были ли проблемы с бесплатным ремонтом?