Умение ругаться заложено в каждом с самого малого возраста. Каждый в ком есть развитая личность с сильным характером считает себя вправе отстаивать свои интересы, указывая на ошибочность действий или мыслей другого. Такая критика может по-разному отразиться на ранимой психике ребенка. Уже позже, осознавая, что точка зрения была ошибочной, приходит разочарование в себе. Взрослым не следует забывать, что критика может приводить как к положительному результату, так и к отрицательному.
Так шестилетний Антон, пытаясь рассмотреть гуляющих на детской площадке, рассыпает землю с цветочного горшка.
"Да что же это за ребенок? Не ребенок, а наказание какое-то! Тысячу раз просила быть аккуратней!" - закричала мама.
"Родила неуклюжего слона, за шесть лет ничего не изменилось и уже не изменится" - заявляет папа.
Действительно, Антон виноват. Но не следует злоупотреблять доверием ребенка, которое очень легко потерять при переходе на колкие замечания. Осуждения заслуживает не сам ребенок, а только поступок, ему необходимо объяснить, что негатив вызывают последствия поступка.
Правильным поведением в приведенном примере будет следующее: спокойно подойти к окну и назвать всех, кто гуляет на детской площадке. После этого передать Антону веник и совок. Антон все правильно поймет и постарается исправить все, что натворил, и останется благодарным за отсутствие криков и ругани. Это пример созидательной критики, не присваивая ребенку каких-либо отрицательных черт, указать как правильно все исправить.
По сути все ссоры в семьях проходят как по одному сценарию, с уже давно распределенными ролями. Сначала действие или бездействие со стороны ребенка, следом сразу оскорбления со стороны родителей в его адрес. Ответные оскорбления со стороны ребенка, на которые родители отвечают криками или угрозой. Закончиться все может рукоприкладством.
Многие отцы в любом поступке ребенка сразу видят негативные последствия: