Климат-контроль машины – это особая система, которая поддерживает микроклимат в автомобиле. В неё входят кондиционер, ЭБУ – электронный блок управления, различные приводы и охладитель. Таким образом, эта система создаёт свою температуру и влажность в салоне машины, причем обстановка на улице никак не влияет.
Климат-контроль имеет в общей сумме 10 элементов, но основными являются лишь три: ЭБУ, датчики и исполнительные механизмы. Про эти узлы и поговорим подробнее.
Первый элемент и является основой всего климат-контроля. Информация о микроклимате поступает в него через специальные датчики. Блок управления руководит исполнительными механизмами, обеспечивая подходящую температуру и влажность, управляет заслонками и вентиляторами. Датчики располагаются по всему салону, а также снаружи автомобиля. Они контролируют условия в определенной зоне. Рядом с охладителем и автономным воздушным отопителем салона находится датчик контроля температуры. Датчики снаружи нужны для того, чтобы определять температуру на улице и определять уровень загрязненности воздуха. К исполнительным механизмам относятся кондиционеры, отопители, заслонки, фильтры и прочие элементы, которые устанавливают микроклимат в салоне.
Итак, как работает климат-контроль автомобиля? Можно выделить два варианта работы: зимой и летом. Зимой процесс выглядит следующим образом:
1. Воздух проходит в входной канал, попадает в испаритель кондиционера (теплообменник). Там воздух осушается, попадая на радиатор. 2. Заслонки направляют воздух на прогрев. 3. На выходе теплый воздух перемешивается с холодным. Таким образом получается необходимая температура. В этом помогает контроллер, который обрабатывает сигнал от датчиков. 4. Этот поток воздуха выходит через дефлекторы в салон автомобиля.
Летом воздух не приходится прогревать. Поэтому ЭБУ отдает команду только охлаждать. Более дешевые версии климат-контроля зимой поставляют чуть теплый воздух в салон. Дорогие же модели предварительно нагревают воздух до необходимой температуры перед подачей.
Пару слов можно сказать и о видах климат-контроля. Самые простые системы однозонные. Но тогда может сложиться ситуация, когда одному пассажиру комфортно, а другому нет. Поэтому и созданы 2-, 3- и 4-зонные устройства, которые позволяют настроить микроклимат для каждого пассажира в отдельности.
Есть несколько аспектов, которые стоит учесть при использовании климат-контроля:
1. Не рекомендуется устанавливать температуру ниже 20 градусов летом. 2. Не стоит обдувать стекла на непрогретой машине в холодное время года 3. Не стоит слишком долго включать рециркуляцию, иначе повысится количество углекислого газа в салоне. 4. В теплое время года двигатель может перегреваться, поэтому стоит отключать периодически охладитель.
Таким образом и функционирует климатическое оборудование в машине.