Ребенка возможно научить внимательности. Педагог Кристель Манске давно преподаёт детям с синдромом Дауна и аутизмом и от кого отказались в других странах. С уверенностью можно сказать, что дети, которые мешают на уроках – гиперактивны, а считаются отстающими в развитии те дети, которые не преуспевают в школе. Буквально все дети, которые с трудом умеют концентрироваться, страдают синдромом дефицита внимания.
Внимание – это любое действие, которое лежит в основе психического процесса. В этом процессе участвуют моторные и сенсорные органы чувств. Оно создаётся без речевого выражения. Это происходит автоматически. Поэтому взрослые часто напоминают ребенку быть внимательным, а он совершенно не видит и не воспринимает, что главное он пропустил в задаче и в результате пропусков определенных шагов, впоследствии - он не может решить задачу.
Когда взрослые покидают свое жилище, они мучительно вспоминают о том выключил ли утюг, как на счет плиты, не осталась ли она гореть, остались ли не политые цветы? И много чего еще. На поставленные в уме вопросы мы отвечаем в уме, причем с невероятной скоростью.
Однако, всегда происходит перепроверка насчет плиты, света, закрыто ли окно. Постоянно все держится под контролем, а в результате все равно забываешь ключи от квартиры в Ставрополе.
Вторая ступень - человек уже не бегает по комнате, а стоит перед дверью и вслух перечисляет, что все он закрыл и больше ничего, а потом просто выходит из дома.
Третья ступень заключается в том, что контроль больше не потребуется, он происходит очень быстро и в уме. Вот и получается, что система, которая отвечает за внимательность уже выстроена.
Иногда человек постоянно бегает по дому и все проверяет, а схема в голове уже автоматически выстроена для контроля своих действий. И получается, что он ни о чем не забывает и все помнит. Человек не обладает врожденной системой быть внимательным, надо учиться все делать пошагово, ребенка нельзя приучить к вниманию путем постоянных напоминаний.
Рассмотрим реальный пример.
Когда Йоханесу было 10 лет, с ним начали заниматься, он не любил отца, а мать постоянно пыталась их помирить. Мальчик прошел цепочку самых разнообразных исследований. Он постоянно чесался, и поэтому ему провели ряд медицинских обследований, чтобы исключить опухоль головного мозга. Его сильно любили и мама, и дедушка, а сам он мечтал избавиться от чесотки. Всё, что он делал, мальчику нравилось, и он забывал на время о чесотке. А вот когда он чего-то ожидал – он постоянно чесался. После того как он услышал от учителя, что люди должны быть внимательны, учиться писать, читать, играть на пианино и много чего еще, он сосредоточился.
С Йоханесом надо было заниматься по-особенному и проводить осознанные действия, например, чесать то левую, то правую коленки.
Это научило мальчика делать осознанные действия, в результате чего мальчик сам рассказал о том, как они с дедушкой провели выходные, как он любит маму и что им пришлось пережить вдвоем, за что не любит папу и не хочет с ним встречаться.
А потом в результате занятий ребенок стал намного покладистее и сказал, что он спокойно сидит на стуле.