Саша сидел на полу и пытался разобраться с новой игрушкой, малыш был сосредоточен, серьезен, как никогда, и усиленно пыхтел. Время от времени он издавал радостные восклицания, иногда вздыхал, но все чаще можно было услышать в его речи недовольные интонации. Было забавно вот так вот наблюдать за ним, но подходить ближе мы не решались – боялись помешать игре. Наконец Саша отодвинулся немного в сторону и мы, наконец, увидели, что именно ребенок пытается сотворить с игрушкой.
Игрушка – это деревянные фигурки персонажей сказки «Репка» на длинной дощечке, которые мы купили в магазине Тойэкспресс. Все герои имеют съемные головы и состоят из одной-двух деталей. Санька головы любимых персонажей решил прокатить на машинке: сначала он ставил голову дедки, затем бабки, а потом усаживал мышку. Но как только усаживалась мышка, с другого конца машинки моментально сваливалась голова дедки. Безрезультатно провоевав с головами десять минут, Санька от обиды заплакал. Пришлось вмешаться. Я дала ему машинку с кузовом, куда и собрала головы всех героев и негодяйку мышку. Однако сына такое решение не удовлетворило. Малыш вытряхнул всех из кузова и стал рассаживать на маленькую площадку между кабиной и кузовом. Мышка не влезла... Сын зарыдал. Папа поставил перед ним большой самосвал с огромной площадкой, куда могли уместиться не только все многочисленные герои достославной «Репки», но и немало других игрушек. Поместив туда дружную компанию из сказки, ребенок решил, что маленькая машинка и маленький грузовичок тоже достойны катания на самосвале. И стал их пристраивать рядом с головами, отчего они вдруг покатились в разные стороны, причем все одновременно. Объяснять Саше понятия «большой – маленький», «много – мало» на тот момент было бесполезно. Потому что ребенок, мягко говоря, был расстроен. Но это заставило меня задуматься о том, как важно уметь дать ему нужные понятия. И что сделать это далеко не так просто, как мне казалось раньше.
Игрушек у Саньки, как говорится, вагон и маленькая тележка. Они уже не умещаются в большой корзине, коробках, развивающие игрушки-конструкторы занимают целую полку в шкафу, мячи же просто катаются по всей квартире. Может показаться, что мы просто коллекционируем игрушки. На самом деле выбор новой игрушки носит отнюдь не случайный характер.
Основные виды развивающих игрушек: - для мелкой моторики; - вкладыши; - сортеры; - конструкторы; - мягкие для ролевых игр.
Например, игрушки на развитие мелкой моторики, соответственно, помогают развитию речи. Поэтому они необходимы. Крупная мозаика для детей от года – изобретение, на мой взгляд, чрезвычайно нужное. С ее помощью мы не только развиваем пальчики, но и учим цвета, развиваем воображение, пространственное мышление. Поначалу Саньке было интересно доделывать картинку: например, я выкладываю цветочки, а он заполняет поле вокруг них. Когда у него хватало терпения заполнить картинку – он хлопал в ладоши. Потом сам стал что-то выкладывать – мои попытки помочь и что-то добавить в его картинку тут же пресекаются.
Игрушки-вкладыши мы стали предлагать Саше еще в 10-месячном возрасте. Сами собирали игрушку, а он радостно ее разбирал. Ему вообще нравилось все крушить. Для этого возраста такое поведение считается нормой. Сейчас Саньке самому нравится вкладывать фигурки в предназначенные для них места. Он может заниматься конструктором довольно долго. Но для детей Санькиного возраста конструктор должен быть не только безопасным, но и удобным. То есть ребенок не должен затрачивать массу усилий, чтобы соединить детали. Они должны легко как соединяться, так и разъединяться.
Мягкие игрушки удобны для ролевых игр, особенно, когда ребенок учится засыпать без мамы. Например, Саша согласен лечь в постель сам, только если рядом с ним будет лежать его любимая собачка.
И еще мы, взрослые, поняли, что играть надо уметь. Вот и учимся вместе с сыном и, похоже, новые игрушки появляются в нашем доме еще и потому, что, покупая их, мы думаем о том, с каким удовольствием сами будем ими играть...