Нет никаких сомнений в том, что дизайн ландшафта – это целое искусство, вполне органично объединяющее в себе сразу несколько составляющих, от растениеводства до инженерии. Здесь же, не менее органично, сочетаются архитектура, история и даже философия (например, особенная философия японских садов).
Заметим попутно, что термин «ландшафтный дизайн» возник в Западной Европе только в XX веке, а его появлению, как это не странно звучит, в немалой степени способствовали индустриализация и рост городов-спутников (пригородов крупных промышленных центров).
Собственно, дизайном ландшафта принято называть совокупность и определённую последовательность неких практических действий по озеленению территорий и их дальнейшему благоустройству.
Дизайн ландшафта, в отличие, скажем, от садоводства или огородничества, несколько более универсален, а его основная задача состоит в создании красоты и гармонии, разумной организации взаимодействия природных и рукотворных малых Архитектурных форм из искусственного камня, и вообще любой примыкающей инфраструктуры, в том числе в городской черте, в общественных садах и парках (Сад Тюильри и Люксембургский сад в Париже, Александровский парк в Москве).
В целом ряде случаев ландшафтный дизайн является частной составляющей более общего ландшафтного проектирования. Он призван, прежде всего, нивелировать или хоть как-то сгладить острые углы, обеспечить наиболее плавный и органичный переход и гармоничное сочетание упомянутых природных форм и сопутствующей архитектуры.
Ландшафтный дизайн имеет глубокие исторические корни: вспомнить, хотя бы, одно из семи чудес света древности – знаменитые висячие сады Семирамиды, жены вавилонского царя Навуходоносора.
Ещё со времён Гаруна ар-Рашида и цикла сказок «Тысяча и одной ночи» сады были вообще очень популярны в странах арабского Востока и с тех давних пор искусство их разведения, декоративное садоводство, распространилось вообще повсеместно.
Так, в новое время в Англии широкое распространение получили кустарниковые сады-лабиринты, некоторые из которых сохранились и до времен наших веков (Хэмптон-Кортский лабиринт).
Причём, если на первых порах большее значение придавалось сугубо утилитарной стороне вопроса (разведению фруктовых деревьев), то впоследствии, по каким-то эстетическим соображениям, прежде всего, на первое место вышла массовая селекция экзотических цветов и растений.
Правда, теперь ни то и не другое какого-то особого значения не имеет: постмодернистские тенденции и здесь, в современном ландшафтном дизайне, также играют скорее негативную роль и дело семимильными шагами идёт к очевидному упрощению форм и стилей.
По понятным причинам, в XXI веке куда большее предпочтение отдаётся простоте, удобству и практичности, а эстетическая ценность (красота) стоит теперь едва ли не на самом последнем месте.