Британский режиссёр и сценарист Хади Хаджэйг задумал снять авторскую криминальную комедию, разумеется с оглядкой на перезапустившего жанр именитого соотечественника. Blue Iguana - фильм с небольшим бюджетом и вполне в духе независимого кинематографа, ставшего мне в последние месяцы родным. Очень уж часто стал я Смотреть фильмы криминал на сайте kino4ka.
Преступники Эдди (немного зазвездившийся Сэм Рокуэлл) и Пол (Бен Шварц, известный по сериалу Parks and Recreation) после выхода по УДО работают в сетевом американском кафе. По наводке от английского собрата по профессии на пороге забегаловки появляется разговаривающая на пош Кэтрин (Фиби Фокс, британская театральная и телевизионная актриса) и предлагает по тридцать тысяч на брата за небольшое ограбление. И конечно же, в результате американцы окажутся втянуты в многоступенчатое преступление в Англии, и главным призом станет уникальный бриллиант Голубая игуана.
Практически в первых кадров бьёт по глазам количество монтажных склеек, особенно в первой же экшен-сцене. Даже в диалогах планы постоянно переключаются: вот говорит один персонаж, а вот - другой. Впору глотать таблетки от морской болезни. Подобная клиповая манера в современном кинематографе не только благодаря Гаю Ричи прижилась, но именно он впервые сумел обуздать этот приём. В построенной на разговорах и периодических перестрелках экшен-комедии склейки имеют смысл в двух случаях: скрыть слабую хореографию потасовок, или передать движение, перемещение, не растягивая хронометраж. У Хаджейга же, благодаря монтажу, мелькающие кадры смотрятся невразумительно, а порой даже непонятно, что происходит.
Крови, выстрелов и шутеек вроде и достаточно, но, как выясняется, на одних штампах далеко не уедешь. Для хорошего криминального фильма очень важны хорошо прописанные герои, причём второстепенные зачастую даже важнее - вспомните тот же Snatch. Кузен Ави, Борис Бритва, Тони-пуля-в-зубах, Тайрон, да та же Джулианна Николсон в роли букмекерского агента с её All Bets are Off. Эти персонажи вспоминаются без особого труда, а ведь они вовсе не в центре сюжета.
Автор Blue Iguana, видимо решил, что распыляться не стоит, скомкал характеры и получил невнятных героев. Персонаж Сэма Рокуэлла, почему-то совмещающий два архетипа (флегматичного гласа рассудка и умелого исполнителя-сангвиника), ещё и сыгран спустя рукава, без искры, только лишь в рамках сценария: вот здесь выказываем усталость, здесь проявим романтический интерес к Фиби Фокс, а здесь комикс прочитаем. Его подельник, Бен Шварц, по характеру напоминает свою же роль в Parks and Recreation - такой же бестолковый болтун, и совершенно непонятно, за каким чёртом столь раздражающий персонаж понадобился в сценарии. Ведь вполне достаточно забавной обстоятельной Фиби-адвоката, мастерицы планирования, отличительными чертами которой становятся постоянное чавканье и разговор с набитым ртом, столь нехарактерные для английских леди. Наплевательством к стильной одежде, вкупе с неопрятной причёской и неподходящими очками, Хаджейг задолго до преображения спойлерит зрителю будущую красотку. Но почему, похорошев, Фиби резко тупеет? Есть здесь и русский авторитет Аркадий, который печалится, что в Лондоне всё не так, как в родной России, потому там заботились о людях, и на лапу брали и судьи, и милиция. Но хуже всего - персонаж Лукаса Фердинандо (неплохой британский актёр, кстати), шестёрка Аркадия. По началу интересный и своеобразный, ближе к концу герой Лукаса то вдруг превращается в золотого стрелка, то тупо впадает в безумие и строит из себя Чёрного Властелина.
В итоге слабые персонажи, вялые шутки и откровенно плохой монтаж превращают Blue Iguana в некое подобие криминальной комедии, когда Хаджейг явно не знает, как закончить фильм и относительно стройная фабула превращается в трэш. Изначально средний материал, который, тем не менее, можно было удержать на уровне, учитывая хороший каст, в финале заваливается вниз. Очень жаль, но Хади Хаджэйгу не светят лавры Гая Ричи, пока он не научится выдерживать темп до конца и прописывать характеры. Рваным монтажом под бодрую музыку тут не обойдёшься, даже для невзыскательных кинозрителей Ставрополья.