Популярность программы утилизации автомобилей недавно подтолкнула правительство продлить ее и на будущий год. В целом по России выдано уже более 320 тыс. сертификатов и продано 200 тыс. автомобилей, причем львиная доля пришлась на продукцию АвтоВАЗа. Как оказалось, программу утилизации оценили и жители Ижевска, здесь один из самых высоких процентов покупок новых автомобилей взамен старья. Однако в некоторых регионах программа оказалась практически невостребованной. К примеру, в крупнейших городах Сибири и Дальнего Востока продажи по утилизации составили в лучшем случае сотни автомобилей, да и жители столицы восприняли достаточно прохладно.
Программа утилизации автохлама стартовала в марте этого года. Вначале на нее выделили 11 млрд руб., из которых 1 млрд руб. пошел на организационные расходы, а на 10 млрд руб. было оформлено 200 тыс. свидетельств по 50 тыс. руб. Покупатели получали их сдавая удовлетворяющий определенным требованиям старый автомобиль, а придя с этим сертификатом к участвующим в программе дилерами могли получить скидку на новый автомобиль. Но уже летом этого года все сертификаты были выданы, и было решено программу продлить, выделив еще 10 млрд руб. на 200 тыс. сертификатов. Сейчас из них осталось только около 80 тыс.
Главный бенефициар программы — АвтоВАЗ. Его дилерам предъявлено 254,4 тыс. свидетельств. На втором месте Renault, на него приходится 21,1 тыс. сертификатов. Замыкает тройку лидеров Skoda — 8,5 тыс. сертификатов. У группы ГАЗ и УАЗ по 5,7 тыс. и 4,9 тыс. соответственно, популярны также Ford (6,9 тыс.) и Chevrolet (4,1 тыс.).
Однако реальные продажи автомобилей значительно отстают от темпов выдачи сертификатов. Покупателям приходится сталкиваться с отсутствием требуемой модели, комплектации и т.д. Но цифры говорят, что эта проблема в целом не столь значительна и связана скорее с работой отдельного дилера, чем производителя. В среднем 88,6% предъявленных всем дилерам сертификатов отоварены.
При этом АвтоВАЗ держится в середничках: он продал по программе 223,5 тыс. машин, то есть сумел отоварить 87,5% предъявленных ему сертификатов. «Сейчас у всех автопроизводителей есть задержки поставки автомобилей. Они обусловлены прежде всего ограничениями производственных мощностей. Сейчас ситуация нормализуется», — объясняют ситуацию на АвтоВАЗе.
Быстрее же всех работал Renault — компании удалось удовлетворить 98,98% покупателей с сертификатами. А вот хуже всего дела оказались у Volkswagen — владельцы только 55% сертификатов уже получили свои автомобили. «Программа оказалась очень успешной, и количество заявок от покупателей даже превзошло наши ожидания, — поясняет представитель Volkswagen. — Тем более что окончательное решение о запуске второй волны было принято только в середине года. Skoda уже занимает второе по популярности место в программе среди иностранных брендов. А Volkswagen Polo седан, для покупателей которого эта программа интересна в первую очередь, был включен буквально полторы недели назад, и эффект будет заметен в ближайшие месяцы».
Популярность программы утилизации по регионам также различается. Вполне ожидаемо, что лидерами по абсолютным показателям являются города-миллионники, но, как оказалось, далеко не все. Если взять первые 11 городов-лидеров по количеству выданных сертификатов, то первую строчку занимает Москва — выдано около 21 тыс. сертификатов, на втором месте Санкт-Петербург (19,5 тыс.), а замыкает список Новосибирск — выдано 5,8 тыс. сертификатов. Но Ростов-на-Дону, Челябинск, Екатеринбург и Омск в лидеры не попали. Их места занимают Тольятти, Краснодар, Волгоград и Ижевск.
Тольятти и вовсе абсолютный лидер по популярности программы утилизации среди населения: на каждую тысячу жителей в городе выдано уже 14,2 сертификата. Больше десяти сертификатов на каждую тысячу жителей выдано также в Краснодаре и Нижнем Новгороде. При этом наименее востребованной программа оказалась в Москве — всего два сертификата на тысячу душ. Стоит отметить, что с начала года в Москве продано более 300 тыс. машин, соответственно, по программе утилизации приобретался в среднем каждый пятнадцатый автомобиль.
При этом на Дальнем Востоке и Восточной Сибири популярность программы оказалась гораздо ниже, нежели в Поволжье и Центральной России. Так, во Владивостоке было выдано всего 397 сертификатов, в Хабаровске — 53, Благовещенске — 896, Чите — 127, Улан-Удэ — 3, Иркутске — 605. Эти цифры неудивительны, ведь на Дальнем Востоке традиционно продажи новых автомобилей существенно уступают продажам подержанных иномарок. Замгендиректора агентства «Автостат» Сергей Удалов напоминает, что в утилизационной программе участвует ограниченный список марок и моделей, обязательно производимых в России. Соответственно на Дальнем Востоке не так много покупателей по тем или иным причинам готовы покупать именно эти автомобили.
Кроме того, по мнению президента ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Дмитрия Гулина, низкие показатели продаж в некоторых регионах страны объясняются также отсутствием пунктов утилизации. И хотя сдать автомобиль в утиль можно в одном регионе, а получить машину в другом, сделать это довольно тяжело. «Кроме того, в некоторых регионах России больше подержанных иномарок, чем отечественных «жигулей», — рассуждает г-н Гулин.
Если продажи новых автомобилей по программе утилизации уже превысили 200 тыс., то темпы возмещения дилерам их затрат (стоимости сертификатов) сильно отстают. Как пояснили в Минпромторге, сейчас выплачено около 6 млрд руб., что соответствует порядка 120 тыс. сертификатов. Главной проблемой остается неправильное заполнение дилерами документов, отмечают в министерстве. При этом у дилеров есть возможность привести документы в соответствие и повторно обратиться в Минпромторг за получением субсидий.
Как оказалось, наиболее часто ошибаются челябинские дилеры — у них отклонили почти 5%. А среди продавцов определенных марок чаще других ошибались с оформлением документов дилеры Peugeout — у них отклонено 32% документов. Также больше 10% отказов у дилеров Volkswagen. Дилеры АвтоВАЗа, напротив, реже других сталкивались с отказом в возмещении — всего в 2,5% случаев.
Есть и своеобразные лидеры среди дилерских компаний. К примеру дилерский центр Renault «Авантайм» из 215 заявок, отправленных в Минпромторг на получение компенсаций, получил обратно 46. Руководитель отдела продаж «Авантайма» Алексей Кунинец объяснил это тем, что не все страницы копий отчета были заверены печатями. Саратовский дилер Skoda на Соколовой из 14 заявок 14 получил назад. «Дело в том, что копии договоров были заверены юристом, а не руководителем центра, сейчас подготовлен новый пакет документов», — отметили в центре. У «Нижнекамск-Лада-сервис» из 681 заявки отклонено 153.