Утопленный автомобиль – это транспортное средство, которое подверглось воздействию воды. Ущерб может быть от частичного затопления (салона, моторного отсека) до полного погружения. Чаще всего, говоря об «утопленниках», речь идет об автомобилях после наводнений, ураганов или обильных осадков, особенно характерных для США (штаты Флорида, Техас, Луизиана и др.) и Ставрополья.
Покупка такой машины, особенно без должной проверки, несет ряд серьезных технических, финансовых и юридических рисков. Расскажем об этом подробнее.
Риски, с которыми может столкнуться владелец утопленной машины
Затопление критически влияет на все электрические цепи:
Нарушение изоляции, короткие замыкания, коррозия контактов.
Отказ ЭБУ (блока управления двигателем), АКПП, подушек безопасности.
Проблемы с CAN-шиной, датчиками, мультимедиа, климат-контролем.
Возможные «плавающие» неисправности – проявляются с задержкой.
Если вода попала в двигатель, возможен гидроудар, коррозия, закисание. Если в коробку передач, вода разрушает фрикционы и подшипники. При попадании воды в тормозную систему возможно замасливание колодок, утечка. Погружение в воду подшипников, ШРУСов, рулевой рейки приводит к их ускоренному износу.
Даже при внешне исправном состоянии износ внутренних компонентов может начаться через 3–6 месяцев после начала эксплуатации затопленной машины.
Повреждение системы безопасности при затоплении имеет такие последствия:
ABS, ESP, подушки безопасности (SRS) выходят из строя, но визуально неисправность не всегда заметна.
Подушки могут не срабатывать или некорректно управляться.
Влажность вызывает коррозию пиропатронов и датчиков.
Таким образом, затопление может стать причиной того, что в аварийной ситуации системы безопасности авто не защитят водителя и пассажиров.
Даже при глубокой «химчистке» влага провоцирует коррозию кузова изнутри (особенно скрытых полостей), портит шумоизоляцию, ковролин, сиденья, провоцирует рост грибка и бактерий, отчего появляется стойкий запах, токсичные вещества вредят иммунитету человека.
Юридические риски
В США автомобили после затопления получают статус Flood, Water Damage или Salvage. Восстановленные машины продаются под видом «без проблем». При ввозе в Украину могут возникнуть трудности с регистрацией, особенно если VIN поврежден, а некоторые страны вообще запрещают эксплуатацию утопленных авто.
Стоимость восстановления «утопленников» часто превышает рыночную стоимость авто.
Ресурс машины существенно сокращен.
Ремонт «по мелочам» продолжается годами.
При перепродаже – потеря до 30–50% стоимости (если выявляется факт утопления).
Как определить утопленный автомобиль по ВИН-коду
Для выявления утопленного автомобиля по VIN-коду существует несколько способов, основанных на проверке информации в различных базах данных и на анализе истории автомобиля.
Перейдя по ссылке, вы сможете посмотреть базу Вин-кодов с плохой историей. На онлайн-платформе работает бесплатный декодер, который предоставляет информацию о таких фактах:
ДТП, в их числе и случаи, связанные с утоплением;
ремонтах, связанных с повреждениями от воды;
предыдущих владельцах и регистрационных данных.
В отчете могут присутствовать отметки о страховых случаях, из которых вы узнаете, был ли рассматриваемый автомобиль признан утопленным или поврежденным вследствие стихийных бедствий. Для этого нужно проанализировать информацию:
Записи о страховых выплатах, связанных с утоплением или повреждениями от воды.
Записи о списаниях автомобиля из-за его полной потери ремонтопригодности или необходимости ремонта после затопления.
Альтернативные способы проверить автомобиль
Если автомобиль продавался через официального дилера, он должен был пройти проверку состояния и истории. Свяжитесь с дилером или сервисным центром, чтобы узнать, были ли сведения о водных повреждениях или повреждениях от затопления.
Также мы предлагаем вам оценить состояние автомобиля (если есть возможность) самостоятельно. Основные признаки утопленной машины, которые вы можете выявить при осмотре транспортного средства:
Запах плесени или сырости, который может указывать на наличие воды в салоне или в багажнике.
Следы ржавчины или коррозии. Даже если автомобиль относительно не старый, следы ржавчины на скрытых частях кузова (на дверных порогах, в нишах колес) могут быть признаком того, что машина подвергалась воздействию воды.
Сложности с электрическими системами. Вода повреждает электросистемы автомобиля, и это может проявляться в виде неисправностей в работе фар, стеклоподъемников, кондиционера и т. п.
Потеря цвета или обесцвечивание сидений и ковров, которое может быть связано с тем, что автомобиль был затоплен и подвергся воздействию воды.
Подлокотники и двери могут иметь следы остаточной влаги и коррозии.
Источником полезной информации может также быть реестр поврежденных автомобилей. Например, в США это National Insurance Crime Bureau (NICB) и National Motor Vehicle Title Information System (NMVTIS). Через эти базы данных можно получить информацию о том, был ли автомобиль списан после затопления или поврежден из-за стихийных бедствий.
Другие источники данных:
Реестр аварийных автомобилей. Если автомобиль был признан утопленным или поврежден в результате стихийного бедствия, эта информация обычно фиксируется в базе данных автодилеров или в других официальных реестрах.
История страхования и ремонтов. Страховые имеют записи, указывающие на страховые выплаты по случаю утопления автомобиля.
Независимые проверки с использованием VIN. В разных странах существуют независимые организации, которые собирают и обрабатывают информацию о повреждениях автомобилей и могут помочь вам проверить их историю.
Проверяйте несколько источников информации, используя как международные, так и местные базы данных для поиска информации о состоянии автомобиля. Изучение истории авто по ВИН-коду является самодостаточным способом проверки, который на основании многих показателей позволяет достоверно определить, подвергалась ли машина затоплению. Именно поэтому такой способ является приоритетным как у обычных покупателей, так и у тех, кто занимается покупкой/продажей автомобилей профессионально.