Сайт Ставрополя
 
  
Сообщения
Загрузка

Степной Вавилон. Город Ставрополь — 1777.Ru

+ Добавить объявление
Ставропольский край как самостоятельная административно-территориальная единица в составе Российской Федерации был образован в марте 1937 года, выделившись из Северо-Кавказского края. До 12 января 1943 года он назывался Орджоникидзевским краем, а город Ставрополь в период 1935—1943 годов именовался Ворошиловском. До 1991 года в состав Ставропольского края входила на правах автономной области Карачаево-Черкессия, выделившаяся затем в самостоятельную автономную республику Российской Федерации.
После распада в XV веке Золотой Орды крупнейшей этнической группой на территории Ставрополья были ногайцы. Ведя кочевой образ жизни, ногайцы вплоть до XIX века не основывали на территории края постоянных селений. Этническая картина Ставрополья стала резко меняться с XVIII столетия. Создание постоянных русских селений, а затем и городов привлекало на эти земли новых жителей. Прослышав о наличии на юге обширных и незаселенных просторов, сюда направился поток крестьян из Центральной России. Первоначально это были беглые крепостные. С целью пресечь побеги крепостных от помещиков, правительство издает в 1788 году указ о возвращении беглецов. Но возникли некоторые соображения, которые заставили официальный Петербург изменить отношение к беглым. Правительство предпочло неспокойный элемент оставить на Кавказе с тем, чтобы усилить стихийное освоение края. В 1797 году был издан правительственный указ, согласно которому беглых переводили в разряд казенных крестьян. Чтобы компенсировать помещикам нанесенный урон, им стали выдавать за беглецов рекрутские квитанции.
Села в Предкавказье росли быстро. В 1779 году близ Ставропольской крепости возникло село Надежда (первоначальное название Мамайка). В 1803 году в нем уже было 9 улиц, 582 дома и 25 мельниц. Прибывшие по собственной инициативе в необжитой край крестьяне нередко самовольно выбирали место поселения, организовывая хутора и села. Администрация, неожиданно обнаружив в степи такие поселения, называла их «Найденными» либо «Привольными». Дабы ввести хозяйственное освоение края в организованное русло, правительство в 1784 году дало разрешение на переселение на пустующие земли четырех с половиной тысяч крестьян из центральных губерний. За несколько лет были заложены села Высоцкое, Петровское, Михайловское, Донская Балка, Сабля, Александровское, Обильное и другие. За 20 последних лет XVIII столетия гражданское население Ставрополья увеличилось в два раза. Оно было почти сплошь русское. Лишь рядом с некоторым™ лами (например, Надеждой и Новозаведенным) расположились склонные к поискам новых мест цыгане. Несколько позже стали появляться малороссийские и татарские переселенцы. Перемещение татар из Поволжья на Северный Кавказ облегчалось тем обстоятельством, что среди татарского населения России не I было крепостного права, татары издавна принадлежали к категории государственных крестьян.
Переселенцы-крестьяне, попав в край, где изначально не было крепостничества, развернули бурную деятельность по освоению новых земель. Цели на превращалась в хлебородные нивы. Сеялись новые для этих мест злаковые культуры, быстро развивалось овцеводство и молочное животноводство.
При военных укреплениях в южной части края в 1820-х годах возникли станицы Невинномысская, Карантинная (позже переименованная в Суворовскую), Бекешевская и другие. Несколько ранее были организованы станицы Григориполисская, Темнолесская, Воровсколесская... В1832 годусцелью улучшения руководства краем был издан указ, согласно которому часть казенных крестьян переводилась в казачье сословие. Тридцать Ставрополя ских сел были переведены в разряд казачьих станиц и причислены к Кавказскому линейному казачеству. Среди новых станиц числились Дмитровская, Новоалександровская, Расшеватская, Новотроицкая, Новомарьевская, Круглолесская и другие.
...В самом конце XVIII века на территории нынешнего Ставрополья появилась группа армян из Закавказья. 28 октября 1799 года Павел I подписи I «Высочайшую грамоту», согласно которой армянам-переселенцам выделялась земля для жилье хозяйственной деятельности. Армяне переселит] на Ставрополье в течение всего XIX столетия. Ужи | середине XIX века Ставрополь стал заметным центром армянской культуры. В 1851 году здесь было открыто армянское училище на 30 детей. Содержала училище армянская община.
В апреле—мае 1918 года, после распада русско-турецкого фронта, турецкие войска захватили большую часть Закавказья, в том числе территорию Армении. Они устроили грандиозную резню армян. Часть армянского населения успела покинуть родные места. Армяне бежали в основном на Северный Кавказ, в том числе на Ставрополье.
С середины прошлого столетия на Ставрополье из Турции стали переселяться греки. Покидая под давлением мусульманских правителей территорию Османской империи, где их предки жили с античных времен, греки искали пристанище в России. Первоначально они поселялись в Закавказье, затем на Кубани. На Ставрополье первая большая группа греков-переселенцев прибыла в 1864 году. Они расселились на территории нынешнего Андроповского и Минераловодского районов. В октябре 1865 года около ста греческих семей появилось в районе Пятигорска. В наш край греки приезжали и из Мариупольского уезда под Ростовом-на-Дону, куда они переселились из Крыма еще в 1778 году.
Как и в других районах Северного Кавказа, на Ставрополье в прошлом веке охотно селились немцы. Ими были основаны селения Иогансдорф, Мартынсфельд, Фридрихсфельд, Давсун, Великокняжеское и другие.
Во второй половине прошлого столетия на Ставрополье появилось несколько сотен эстонцев, выходцев из Эстляндской губернии. Они основали на новых землях два села. Эстонцы, как и немцы, быстро интегрировались в хозяйственную жизнь губернии. В последние годы большинство потомков эстонцев-переселенцев покинуло край.
Этническая картина Ставрополья будет неполной без одной, в определенной степени уникальной национальной группы — ставропольских туркмен (прежде их называли трухмены). Туркмены — древний азиатский народ. С глубокой древности туркмены кочевали в восточном Прикаспии, включая Мангышлак. В1653 году большая группа туркмен, состоящая из 1665 семейств, теснимая хивинскими ханами, покинула Мангышлак и двинулась вдоль берега Каспийского моря на север. Форсировав реки Эмбу, Урал и Волгу, они вошли в пределы северо-западного Прикаспия, где кочевали калмыки. Первоначально туркмены кочевали вместе с ними. Основная часть ставропольских туркмен - это потомки переселенцев XVII века, но и позже отдельные группы туркмен продолжали прибывать на Северный Кавказ, вплоть до 1813 года.
Еще в конце XIX века ставропольские туркмены делились на три рода: Эгдыровский, Чавдуровский и Сайнаджиевский. Но родовое деление стало терять свое прежнее значение. Тем не менее губернские власти уважали эту традицию. Заселение края выходцами из других регионов империи, которые привыкли к оседлому образу жизни, требовало упорядочения управления кочевниками. С этой целью в 1825 году было организовано Туркменское (Трухменское) приставство.
Уже к середине XIX столетия появились проекты перевода кочевого населения на оседлый образ жизни. Один из таких проектов был подан на рассмотрение Николаю I, который начертал на нем резолюцию: «Зачем?». В 1854 году в урочище Красные Копани было заложено селение Летняя Ставка, которое стало резиденцией «пристава туркменского народа». Второй резиденцией стала Зимняя Ставка за рекой Кумой (ныне территория Нефтекумского района).
При Александре II в степи, где кочевали туркмены, был основан ряд оседлых аулов: в 1863 году — Большой Барханчак, в 1864 году — Малый Барханчак, Куликовы Копани, Кучерла; в 1865 аулы Чур, Маштак-Кулак, позже Шарахалсун, Озек-Суат, Айгур, Эдильбай и другие. В Летней Ставке в 1901 году был создан центр по разведению чистокровных каракульских овец и крупного рогатого скота красной калмыцкой породы. Посетивший в 1902 году Летнюю Ставку вице-директор департамента государственных земельных имуществ назвал этот центр лучшим в России по качеству и количеству содержащегося в нем скота. Хотя работали в этом хозяйстве преимущественно русские специалисты, они использовали богатый опыт и степного животноводства ставропольских туркмен, ногайцев и калмыков.
Революция, гражданская война и последовавший вскоре голод больно ударили по туркменам, как и по всему населению губернии. Туркменское население существенно сократилось. Если в 1901 году на Ставрополье было 15925 туркмен, то в 1926 году их стало 11653. В аулах сократилось количество скота и снизилось его качество. Властями было выделено жителям значительное количество хлеба по льготным ценам, туркменам раздавались коровы, телята, рабочие лошади. С 1924 по 1929 год туркменское население было освобождено от единого сельхозналога.
В 1920 году был организован Туркменский район, Летняя Ставка была центром культурной и всей духовной жизни ставропольских туркмен. Но в 1956 году, во время кампании «по укрупнению», Туркменский район был ликвидирован и восстановлен в 1970 году.
Наряду с православием на Ставрополье было распространено мусульманство, протестантизм, среди калмыков ламаизм, были и другие верования разноязычных народов. Религиозных преследований никогда не было.
С 1846 года в Ставрополе функционировала православная Духовная семинария, крупнейшее учебное заведение такого профиля на всем Северном Кавказе. Кроме обычных для Духовной семинарии предметов, здесь преподавались осетинский, татарский и калмыцкий языки. Делалось это с целью лучшей подготовки воспитанников к ведению миссионерской деятельности на Кавказе. Из ее стен выходили подготовленные люди, знавшие не только языки, но и историю, обычаи народов, среди которых они готовились жить.
Не было препятствий и в развитии национальных культур. В немецких селах также функционировали национальные школы.
В открытую в 1837 году Ставропольскую мужскую гимназию принимали детей всех национальностей, естественно, если они имели соответствующую предварительную подготовку. Более того, в 1842 году при гимназии было открыто подготовительное отделение, а в 1843 году — пансионат для кабардинских, черкесских, осетинских, карачаевских и абазинских детей. Из стен этой гимназии вышло много юношей, сыгравших большую роль в развитии своих родных народов.
Не только города Ставрополья, но и крупные села были центрами торговли. Здесь можно было встретить русских, армянских и других купцов со Ставрополья, Терека, Дагестана, даже из Персии.

Ставрополь в описаниях, очерках, исследованиях за 230 лет / Под ред. проф. В.А.Шаповалова, проф. К.Э.Штайн. — Ставрополь: Издательство Ставропольского государственного университета, 2007. — 1344 с.