«Господа! Вы еще не смотрели колоссальную программу: «Парусные гонки» и «Гибель Титаника»? Обязательно побывайте в синематографе «Солей», что на Воронцовской улице напротив входа в городскую рощу. Там на особых аппаратах демонстрируются потрясающие картины с небывалыми звуковыми эффектами! А в фойе играет электрический оркестр-капелла!». Должно быть, именно так ставропольцы восторгались увиденным кино и буквально так кричали афиши «Солея» сто лет назад.
Да, такие зрелища были в свое время удивительно популярными и приносили огромный доход как создателям фильмов, так и кинопрокатчикам. Вот и владелец роскошного магазина, что располагался в доме № 5 на Воронцовской улице (ныне пр. Октябрьской революции, 19), Людвиг Траубе, решил тоже вложить средства в это прибыльное дело. Купив кинопроекционную аппаратуру французской фирмы «О. и Л. Люмьер», он открыл в пристроенном к магазину манеже-сарае современный кинематограф под названием «Солей». Сначала следует рассказать о семье предпринимателей и о самом магазине. Потомки булочников из Пруссии, Траубе, приобрели это усадебное место в 90-х годах XX века у купчихи Пакашевской. В 1902 году семья Траубе построила тут двухэтажный каменный дом. На первом этаже, как было принято, открыли магазин, который назывался вначале книжно-музыкальным, а затем музыкально-мебельным и зеркальным. Это был чуть ли не самый знаменитый магазин Ставрополя. Все горожане, даже те, у кого не было достаточно средств на покупку, приходили в торговый салон Траубе как на выставку диковинных предметов. Да, здесь было на что посмотреть и от чего прийти в восторг! Читаешь рекламный проспект этого магазина сегодня, сто лет спустя, и диву даешься, какое изобилие товаров, отечественных и зарубежных: «Французские пианино, фисгармонии, граммофоны фирмы «Мирафонъ», швейцарские музыкальные шкатулки, полифонны, патентованные ручные органы, гармонифлюты, английские концертины, венские гармони «Победа», гитары, скрипки, балалайки, мандолины. А также медные инструменты и разнообразная мебель венской работы...».Частенько в этот магазин забегали юные учащиеся из близ расположенных гимназий - мужской классической и двух женских, Ольгинской и Александровской. Ведь здесь можно было купить школьные тетрадки, книги, открытки. Многие увлекались тогда коллекционированием «открытых писем» (так в те времена назывались открытки) с видами городов, и, наверное, ни один мальчишка на копеечки, которые родители давали на пирожок, покупал фотооткрытки с узнаваемыми уголками родного Ставрополя именно в магазине Траубе. На всех предметах, что здесь продавались, ставился четкий чернильный штамп: «Книжно-музыкальный магазин Людвига Васильевича Траубе» (открытки и мебель с такими отметками, пережив своих хозяев, и сейчас хранятся в краевом музее). И вот к этой привычной и популярной торговой точке и был пристроен кинематограф «Солей» (что в переводе с французского означает «солнце»), он был открыт в губернском центре в числе первых. В начале XX века киномания охватила весь город. Движущиеся картины будоражили воображение зрителей. Вот впечатления человека, впервые побывавшего в немом кино в 1905 году: «Картину «Подходящий поезд» зал встретил бурно, с восклицаниями и плохо скрываемым страхом. Еще бы! Локомотив, выбрасывая пары, мчался по экрану прямо на зрителя. Комическая картина «Муха» вызвала веселый смех и рассеяла страх. Представьте себе жирную физиономию комика, который делает гримасы, стараясь языком и губами поймать муху, ползущую по его носу... И, наконец, гвоздь программы - «Точильщик». Кухарка решила наточить нож. Ее воинственный вид так испугал точильщика, что он бросился от нее прочь,
сметая все на своем пути. Начинается погоня. Тут и коляска с ребенком, и стая гусей (это среди города!), и торговки с разными товарами, и газетчик, и дама в модной шляпе с перьями. И все они мчатся за точильщиком и кухаркой... Сеанс окончен. Я вышел на улицу опьяненный. То, что я видел, поразило меня, пленило, лишило равновесия». Наши горожане могли в полном объеме судить о технической новинке, посещая кинематографы с необычными модными названиями: «Биоскоп», «Электро-биограф-«ПАТЭ», «Биофон», «Модерн». Почти все они находились на центральном Николаевском проспекте. Ах, как хотелось пощекотать себе нервы от невиданного доселе чуда, но не так-то просто было заполучить билетик в кино. Около касс и входов в синематографы, оформленных гирляндами разноцветных электрических лампочек, часто возникали толчея и давка, и требовалось вмешательство полиции для наведения порядка. Кино полюбили всей душой, и не могли от него отказаться ни при каких обстоятельствах. И в годы первой мировой войны, и при красных, и при белых в Ставрополе все также «крутили» фильмы. Правда, отношение к собственности у пришедших к власти большевиков было крайне категоричным: все частное должно стать государственным. И кинематографы были реквизированы в пользу новой жизни. В том числе, стало народным все движимое и недвижимое имущество «Солея»: зрительный зал с балконом, 210 стульями и 48 скамейками, киноаппарат «Патэ-4», нефтяной двигатель и рояль «Беккер». Пришлось закрыть и магазины. Революционные бури разбросали по свету семью Траубе. Но киножизнь в стенах «Солея» продолжилась. Естественно, что «Солей» в духе времени переименовали в «Гигант», привезли и установили новое отечественное оборудование. Кинотеатр шел в ногу с эпохой, и стал крупнейшим на Ставрополье. Конечно, изменился репертуар. От создателей кино требовали: «Даешь комсомольскую фильму! Даешь революционную фильму!». Теперь уже «Броненосец «Потемкин» и «Красные дьяволята» волновали умы и души нового поколения ставропольцев, но при всех меняющихся реалиях всегда неизменными оставались места для поцелуев в последних рядах зала. На смену немому кино пришло звуковое. И опять люди толпились в очередях, чтобы еще раз со слезами на глазах пережить гибель легендарного героя в фильме «Чапаев», послушать модный джаз в музыкальной картине «Веселые ребята», посмеяться над незадачливыми персонажами кинокомедии «Волга-Волга». А в период оккупации Ставрополя кинозал «Гигант» получил название (конечно же временно!) -«Солдатское кино», сюда могли пройти только германские военнослужащие. Но мрачные дни ушли в прошлое. И после войны «Гигант» опять возродился. Расцвет киноискусства, переполненные залы, радость встреч с любимыми героями и актерами, «и смех, и слезы, и любовь» - все это было в стенах любимого кинотеатра. Когда же в 70-х годах на повестке дня возник благородный призыв «Все лучшее - детям!», в краевом центре именно кинотеатр «Гигант» после реконструкции и уже с новым названием «Орленок » стал специализированным детским. В нем открыли три зрительных зала, зимний сад с фонтаном, кафе, игровые автоматы. Старинную крышу украсил символический образ всадника - юного борца за преобразование мира. Казалось, что для этого дома профессия киноведа стала вечной. Но, как говорится, «ничто не вечно под луной». По причине стремительного развития техники эпоха коллективного просмотра кинофильмов в общественных местах ушла в прошлое. Все меньше становилось желающих прийти в кинотеатр, и все большее число людей стали наслаждаться теперь уже видеофильмами дома, в узком кругу родных и друзей, или даже в полном одиночестве. Разработка сайтов для просмотра фильмов также уменьшает аудиторию кинотеатров.
Наш «Орленок», а точнее - дом, в котором он обитал, начал дряхлеть, как и человек, проживший целый век. Сейчас здание выглядит грустным, с крыши исчез образ юного бойца на коне, и только вывеска над входом с названием «Орленок» напоминает о былом. Но в запыленных окнах уже заблестел луч надежды - обновление не за горами! Есть еще крепость в фундаменте и стенах! Ветеран еще послужит родному городу.
Заместитель директора СГМЗ им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве Алла Акопьян.