Разноплеменность Кавказские жителей. — Кубанские и Терские казаки,- Сведения древних о горцах Кавказа, — Горские народы. — Горцы западного Кавказа. — Деление на сословия. — Родовой быт. — Канлы. — Религия. — Положение женщины. — Домашний быт.
На базаре древнего города Диоскур, находившегося на месте нынешнего Сухума, собиралось столько разноплеменных людей, что римские правители держали там для сношений с ними 70 переводчиков, а по другим сведениям даже 130. Вот как много жило на Кавказе и в соседстве его разных народцев и племен, говоривших каждый на своем наречии. Множество этих наречий до того поражало потом исследователей, что Кавказ прозвали «горой языков». И теперь население его чрезвычайно пестро. Каких народов там нет! Всякий из них находил себе на Кавказе удобное место для безопасной жизни. Там есть плодородные, знойные низины и сухие степи; есть плоскогорья, берега морей, горные леса, альпийские пастбища, уединенные высокие ущелья, до которых трудно добраться и врагу к другу; наконец с севера к горам примыкают степи, по которым на коне или в подвижной телеге-кибитке можно странствовать без конца и краю — в Европу и в Азию. Каких растений нет на Кавказе, каких рыб и зверей, драгоценностей в недрах гор — серебра, меди, золота, соли, серы, нефти, марганца. Что же удивительного, если этот богатейший от природы край вечно привлекает к себе людей. А теплота воздуха, а красоты природы и удобства сообщения! Ведь Кавказ лежит между Азией и Европой, на перекрестке меж двух морей. Через него постоянно тянулись, не в одну, так в другую сторону переселявшиеся племена. Одни уходили, спасаясь на горы и в ущелья от врагов, другие заглядывали мимоходом, третьих привлекали богатства края и приятности жизни в нем. В конце концов на Кавказе скопилось столько народов разных рас, разных религий, обычаев и нравов, то этот край можно уподобить громадному человеческому музею — до того богаты и разнообразны типы его жителей и особенности их жизни. В этой яркой, разноязычной толпе легко потеряться, особенно когда встречаешь человеческую массу в каком-нибудь одном месте — на туземном базаре в Тифлисе, в Баку. Кого тут нет? Тут и русский мужик, молоканин, в русской одежде, с кнутом в руке, какой-нибудь кубанский или терский казак с русской физиономией, но в горском костюме, лезгин сидит в лавке, торгует кинжалами, армянин, грузин, татарин из Шуши, стройный гуриец, турок-флегматик и любитель кейфа, перс, абхазец, черкес, туркмен, даже индусы попадаются в этой толпе.
Конечно, обитателей Кавказа можно различить по расам — белая кавказская, турки, монголы. Можно разделить их по религиям: христиане (православные, армяно-грегориане, раскольники, духоборы и молокане), мусульмане, огнепоклонники, полуязычники. Можно по занятиям — крестьяне, земледельцы и садоводы, кочевники, ремесленники, рабочие, торговцы, даже, наконец, разбойники. Но всего удобнее, если мы познакомимся с обитателями Кавказа по поясам: узнаем сперва жителей предкавказских степей, затем жителей гор и жителей Закавказья.
Степи, прилегающие к Кубани и Тереку, теперь сильно заселились, больше всего русскими. Некогда они были пустынны. Еще лет двести тому назад здесь можно было встретить стаи антилоп, табуны диких коней. Когда-то по ним кочевали разные народы, начиная от диких скифов и алан, кончая калмыками и ногайцами, которые и теперь бродят со своими стадами восточной части Предкавказья. Но азиатские кочевники уже несколько сот лет как должны были уступить место русским. Так же, как на Дону и в Запорожье, на Кубань и Терек бежало и по берегам этих рек скоплялось много вольного народу из Московского государства, беглых холопов, преступников, а то и просто любителей воли и раскольников-староверов. Поселившиеся станицами на пустых землях по северным берегам Кубани, Сунжи, Терека, эти «казаки» распахали земли, завели сады, держали скот. Жизнь была привольна, но опасная: ведь по ту сторону рек, на ближних склонах гор, жили воинственные, хищные горцы. Впрочем, соседи стоили друг друга и казаки, обыкновенно, был не прочь предпринимать, с своей стороны, набеги горы из удали, жажды грабежа и мести. Любопытно, что склад горской жизни, особенно одежда, оружие, пища, многие обычаи и манеры черкесов так нравились казакам, что они легко и охотно перенимали их, уподобляясь по внешности черкесам, кабардинцам или чеченцам. Это подражание доходило до того, что раскольнику или даже православному казаку абрек горец был милее и ближе, чем свой брат, поселенец или солдат, коренной русский человек. Пока горцы не были покорены, пока в России существовало крепостное право, кубанские степи имели лишь казачье население, которое увеличивалось, но медленно. Так после разорения Запорожья сюда на Черноморье и на Кубань переселилось много малорусских казаков, много запорожцев, из которых правительство, наряду с Терским и Кубанским войском, устроило Черноморское казачье войско, слившееся потом с Кубанским.