Сайт Ставрополя
 
  
Сообщения
Загрузка

Разобщенность Кавказских племен (Н.И. Березин)

+ Добавить объявление
Горцы живут на всем протяжении горной цепи Кавказа, главным образом по северному склону. Южный склон крутой, северный гораздо положе. Здесь между необитаемой областью вечных снегов и кубанской рав­ниной простираются высокие плоскости, покрытые лу­гами и лесами, изрезанные ущельями и долинами, по которым из гор сбегают ручьи и речки, втекающие в Кубань и Терек. Люди жили в этих удобных местах с незапамятных времен. Горные дебри были обильны дичью — и сейчас вряд ли где такое обилие ее, как на Кавказе — поля и сады приносили плоды, по горным пастбищам бродил скот.

Главное же, в горах было бе­зопаснее от нападения врагов. Разыщите-ка их, этих обитателей, в ущельях. А если и найдете, то штурмо­вать аул все равно, что брать природой укрепленную твердыню. После же упорного кровопролитного боя, даже в случае успеха, победителя ждало разочарование, скот и ценное имущество обитатели заблаговременно прятали в укромном месте, и разыскать их, блуждая по горным тропинкам, составляло безнадежное предприятие. Оставаясь безнаказанными, сами горцы смело и дерзко спускались с гор, грабили земледельцев рав­нины и, обыкновенно благополучно, с добычей, уходили в горы. Горы представляли также хороший приют для всех гонимых. Немало племен и народов, обитавших в равнине, испытав нападение врагов, изнемогши в борьбе с ними, небольшими уцелевшими кучками уходили в горы и оставались в них навсегда. Уходили туда также отдельные семьи, одинокие беглецы. Со временем на месте сакли вырастал аул, и в нем шевелился новый род, новое племя, народец, темные предания которого глухо рассказывали о происхождении своем от какого-нибудь мифического героя, прибывшего на Кавказ из „Аравии" или „Египта".

Если же принять в расчет, что сама природа гор такова, что разъединяет, а не соединяет людей, то ста­нет понятно, почему в Кавказских горах сидит такое множество народцев и племен. Каждая долина — закоу­лок. Часто из нее только один выход, и со всех сторон, точно стенами, она окружена горными кряжами: Пере­браться из одной долины в другую — целое путешествие, зимой, когда ляжет снег, даже невозможное. Люди по­неволе жмутся в 'горсть. «Свои» становятся еще ближе «своим», еще замкнутее и неприязненнее ко всем чу­жим. Есть в Дагестане соседние аулы, где даже гово­рят разными наречиями.

Но будучи разъединены, люди все же сталкиваются друг с другом в горах, и сталкиваются чаще всего в качестве врагов: сколько возникает у них ссор из-за пастбищ, из-за скота, из-за клочков пахотной земли и по множеству обид, какие возникают среди племен первобытных, полудиких, при том воинственных. Ведь, кроме рабов, никто не ходил без оружия. При первом столкновении, при первой обиде, каждый хватался за кинжал, а первая пролитая кровь влекла за собой ве­реницу убийств, потому что каждый убитый вопиял о мести, и „святое" право ее падало на его родных и кровных. В глухой горный мир редко проникал кто со стороны. Разве могли купцы с товарами пускаться в путь, чтобы посещать эти разбойничьи гнезда? Кому была охота рисковать жизнью и состоянием ради скуд­ной наживы среди бедных детей природы! II сейчас в глухих углах Сванетии, Чечни и Дагестана есть селе­ния, где люди живут совсем так же, как жили две, три тысячи лет тому назад. Никакой завоеватель ни­когда не мог покорить горцев надолго, ни один често­любец не объединил их в одно государство. Свое­вольно и розно жили они веками, живут местами и до сих пор.

Березин Н.И. Кавказ — Петроград, 1919