Вот в этих-то глухих аулах Кавказа, в Дагестане и Чечне, возникло религиозное движение, пламенем которого эти бедные горцы много лет воодушевляли себя на борьбу с надвигавшимся владычеством России. Как ни голодно, как ни опасно от взаимных дрязг жилось им в родных горах, но когда появился господин, который начал мешать им жить по своему, по обычаям отцов, необузданный дух племен не мог примириться с подобной участью. Управители Кавказа и подчиненные им генералы смотрели на горцев, как на дикарей, с которыми нечего было церемониться.
Хотя набеги и разбои горцев были тягостны, но надо сказать правду — набеги казаков на горцев, экспедиции войск в горы тоже доставляли добычу и награды. Трудно сказать, кто кого больше обижал, несомненно только, что казаки очень часто занимались грабежом вместе с кунаками горцами и у своих и у чужих, а добычу делили пополам. К горцам не применяли общих законов с ними расправлялись просто. „В случае воровства каждое селение обязано выдать вора, а если он спрятался, то его семейство. Но если жители дадут средство к побегу всему семейству вора, то целое селение предается огню"... „Если окажется, . что жители беспрепятственно пропустили хищников и не защищались, то деревня истребляется, жен и детей вырезывают"... От пограничных племен постоянно требовали заложников, молодых людей из влиятельных семейств. При малейшем случае, заложников вешали или ссылали в Сибирь. О том, чтобы познакомиться с обычаями горцев и замирить их, применяясь к укладу их жизни, к понятиям и верованиям, не было, конечно, и речи.
Из описаний очевидцев хорошо известно также, что экспедициями для наказания хищников горцев нередко пользовались, чтобы получить отличия, выслужиться 2). Испытывая стеснения, несправедливости и наказания, горцы свирепели. Страшные слухи и вести о том, что всех возьмут в солдаты, крестят и т. п. легко распространялись среди них. Неудивительно, что при таких условиях в Дагестане, как огонь по сухим кустарникам, быстро стало распространяться учение мюридизма, занесенное сюда из далекой Бохары.
Мюрид-это член как бы монашеского ордена, обязанный полным повиновением своим духовным руководителем. Мюрид, днем ли, ночью ли, должен быть занят служением Господу; он должен стараться заменить свои дурные наклонности хорошими, обращаться всеми помыслами к Богу, отказаться от всего, что соблазняет человека, освободить себя от подчинения телесным потребностям, кроме самых необходимых, должен поставлять себя ниже всякой божьей твари, так чтобы самый сильнейший вельможа, самый несчастный сирота казались ему совершенно равными. Мюрид обязывается привязать сердце к одному из истинных шейхов, который провел большую часть своей жизни в унижении тела.