Нефтеносные окрестности Баку, наир., БалаханЫ, представляют в высшей степени оригинальную картину. Громадное пространство земли покрыто целым городом высоких конусообразных вышек, которые устраиваются над каждым нефтяным колодцем. Повсюду громадные, выложенные глиной или камнем резервуары наполненные темной, густой и маслянистой нефтью. Бесчисленные трубы, неведомо откуда и куда проводящие жидкость — нефть и керосин, как черви, вылезают из земли на каждом шагу и змееобразными неподвижными извивами влекутся в разные стороны. Дым, копоть, пыль, удушающий противный запах нефти подымается с черной, насквозь пропитанной ею земли, которая положительно накалена беспощадно палящим солнцем. Иногда над морем черных вышек, наполненных стуком, грохотом, взмывает к небу медленными узорными клубами гигантский столб — облако дыму. Это пожар: загорелся резервуар нефти или запылал фонтан — страшное и опасное явление в этом царстве горючего материала.
Иногда вокруг какой-нибудь вышки начинается суматоха: люди бегут прочь, сама вышка разваливается. Эго из скважины могучим фонтаном хлынула нефть. Пробитый буравом пласт почвы открыл путь наружу сдавленной под землей массе жидкости, она ринулась наверх, разметав будку, разогнав людей, и сверкающей иглой бьет вверх на десятки саженей, разбиваясь и падая вниз миллионом брызг. Заполучить такой фонтан-мечта каждого промышленника. В несколько часов, в несколько дней, фонтан превращает его в богача, в обладателя сотен тысяч, даже миллионов пудов нефти. Когда наконец, сила подземного стремления нефти замирает, и она перестает бить и течь, ее „тартают", т. е. в колодец, глубиной в десятки, даже сотни сажен, помощью паровой машины, опускают большое цилиндрическое ведро. Оно падает в глубь чуть не с быстротой молнии, дно открывается, цилиндр наполняется нефтью и плавно летит вверх, после того как захлопнулось дно. День и ночь в сотнях вышек тартают нефть. День и ночь наполняет она резервуары, течет отсюда по трубам на громадные заводы, где чудовищные механизмы и аппараты превращают массу нефти в целый ряд сложных и цепных продуктов — керосин, бензин, вазелин, смазочные масла.
Вокруг этих заводов вырос целый город — „Черный город". Количество нефти, какое получается в одних бакинских месторождениях (Балаханы, Сураханы, Романы и Биби-Эйбат), колоссально и растет с каждым годом. В 1809 г. здесь было добыто почти 410 миллионов пудов нефти. Последние годы добывали до 600 миллионов пудов.
Еще тогда, когда нефти добывали меньше, для доставки ее Каспийским морем и Волгой в Россию фирма Нобеля завела целый флот барж, в которые нефть наливалась трубами. Потом, когда нефть и керосин начали вывозить в Европу, стало недостаточно железной дороги от Баку к Батуму. Вдоль линии ее устроили „нефтепровод" - трубу, длиной в 812 версты, по которой, с помощью насосов и резервуаров, керосин течет через горы и долины до Батума на Черном море, где им наливают суда для отправки в Европу. Кавказский керосин светит во всей России и Европе, в Азии и Африке. Кавказская нефть топит пароходы на Волге и других реках, движет паровозы и машины множества фабрик, и если бы она внезапно иссякла, то это составило бы настоящее бедствие для России.
Кроме Баку богатые залежи нефти были открыты около крепости Грозной и далее к востоку по течению Терека, а еще новее открытие богатых месторождений близ Майкопа и Кубанской области. Здесь уже раньше добывали нефть, но никто не думал, что ее много.
30-го Августа 1909 г. из скважины Баку-Черноморского Общества с глубины 36 саженей хлынул фонтан нефти, который бил на высоту 30 сажен, доставляя в день до 400.000 пудов нефти. 2 Сентября он загорелся и горел 12 дней. Пожар затушили, скважину забили, но нефть продолжала прокладывать себе дорогу сквозь пробку. В несколько недель цены на землю поднялись здесь со сказочной быстротой. Люди, точно в лихорадке, торопились покупать ее, не зная еще, наверное, что лежит внутри.