Прежде, когда горцы жили вольными племенами в горах и мало знали, что такое деньги, они изготовляли домашние вещи собственным трудом. Металлические вещи — оружие, посуду, сбрую, украшения работали мужчины, которые в течение веков достигли в этом деле высокого искусства. Ткани, изделия из шерсти и войлока, обувь, галуны — все это было делом женских рук. В каждой семье старались изготовить покрепче, попрочнее, покрасивее. Изяществом, прочностью, красотой работы гордились, славились. Превосходные непромокаемые бурки, изящные башлыки, горские сукна, шелка, галуны, башмаки, туфли, особенно ковры в Закавказье — во всем жители Кавказа достигли большого совершенства, получая узоры и фасоны с Востока — из Персии, Туркестана, даже из Индии.
Теперь, когда домашнее трудовое хозяйство стало разваливаться, когда каждому потребовались деньги, и нужда стучится в двери, эта домашняя кавказская работа превратилась в кустарную промышленность. Женщины в горах Кавказа, в кочевьях Закавказья, а также и мужчины, работают не для себя, не на семью, а на продажу. Скупщики ездят по аулам и кочевьям, заказывают, скупают партии готового товара и везут их в города. Прочность и оригинальная красота кавказских изделий сделали то, что они стали расходиться по всей России и даже проникают за границу. Вряд ли где в России есть большой город, где бы нельзя было достать кавказского шелка, башлык или какую-нибудь серебряную вещицу, украшенную черным узором. Особенную ценность представляют ковры, искусство выделки которых жители восточного Закавказья заимствовали из Персии. Глядя на чудный узор пестрого, бархатистого ковра, трудно себе представить, в какой жалкой кибитке, какими грязными руками производилась самая работа!
Березин Н.И. Кавказ — Петроград, 1919
|