Детский телефон доверия с единым общероссийским телефонным номером 8 800 2000 122 начал работать в Ставропольском крае с сентября 2010 года в рамках Общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Единый номер обеспечил доступность помощи на всей территории России, что особенно ценно для детей и взрослых, проживающих в отдаленных районах и в сельской местности, а также для детей в интернатных учреждениях.
С появлением общероссийского телефона доверия каждый житель России, будь то ребенок или взрослый, может оперативно, бесплатно и конфиденциально получить психологическую консультацию. Звонок с любого телефона – стационарного, мобильного, уличного – бесплатный. С января 2012 года изменился режим его работы: теперь на единый номер можно обращаться с 8-30 до 20-00 ежедневно, кроме праздничных дней.
Консультируют по телефону квалифицированные специалисты, прошедшие специальную подготовку. При работе с позвонившими соблюдается принцип конфиденциальности: любой человек, набравший номер «телефона доверия» имеет право на анонимность, он должен чувствовать себя в безопасности и быть уверен в абсолютной конфиденциальности разговора. При желании он может назвать своё имя, а может придумать псевдоним, чтобы к нему было легче обращаться в диалоге.
Принцип анонимности может быть нарушен лишь в случае, когда специалисту поступает информация о нарушениях прав и законных интересов детей (о насилии, в том числе сексуальном, о преступных посягательствах в отношении несовершеннолетних детей). В этом случае поступившая информация о нарушениях прав и законных интересов детей передаётся в органы и учреждения, осуществляющие деятельность по их защите.
Как признаться мальчику в любви, что делать, если тебя изнасиловали, как отговорить ребенка от суицида, как решить сложную задачу по математике, что делать, если тебе всего 15 лет, а ты беременна – сотрудникам телефона доверия приходится отвечать на весьма разноплановые вопросы. Самыми актуальными проблемами являются сложности в отношениях детей со сверстниками (конфликты в школе, ссоры с друзьями, отсутствие друзей, первая любовь, проблемы детско-родительских отношений. К сожалению, имеют место сообщения о жестоком обращении с детьми в семье, в среде сверстников и случаях сексуального насилия.
Бывают звонки от маленьких детей, которые боятся привидений под кроватью и которым помогает… сказка. Случается, что ребенок боится находиться дома один и спокойный голос взрослого человека помогает ему дождаться взрослых. Бывают и «молчаливые» звонки. В этих случаях задача психолога разговорить собеседника и вызвать у него доверие.
За время работы детского телефона доверия с сентября 2010 года поступило 230 38 звонков (в 2010 году – 1291, в 2011 году – 18649, в 2012 году – 3098), из них 13265 звонков (58%) – от детей и подростков, 2033 (9%) – от родителей или законных представителей, 3651 (16%) – звонки-розыгрыши, молчаливые звонки. Остальные звонки – от иных граждан.
По тематике обращений – 4265 звонков по вопросу детско-родительских отношений (18,5%), 3042 звонка (13%) – по вопросу отношений ребёнка со сверстниками, 12 звонков поступили по вопросу сексуального насилия в отношении детей, 21 звонок – по вопросу жестокого обращения с ребёнком в среде сверстников, 46 звонков – по вопросу жестокого обращения с ребёнком в семье. Остальные обращения поступили по иным вопросам.
Помимо общероссийского номера, в государственном бюджетном учреждении социального обслуживания «Центр психолого-педагогической помощи населению «Альгис» с 2007 года функционирует телефонная консультативная служба по детско-родительским отношениям. Служба предназначена для оказания консультативной психосоциальной, социально-педагогической и психологической помощи по телефону несовершеннолетним, их родителям по проблемам детско-родительских отношений, а также детям, находящимся в социально-опасном положении/трудной жизненной ситуации. Служба оказывает безвозмездную консультативную помощь.
За время существования телефонной консультативной службы по детско-родительским отношениям помощь получили 9406 человек, из них 3984 несовершеннолетних. Телефон консультативной службы центра «Альгис» - 37-16-74.