Краевые власти хотят победить неконтролируемый рост цен на ГСМ со стороны ведущих нефтяных компаний. Участники рынка считают эту затею трудновыполнимой — потратив на создание сети 180—200 млн долл., властям все равно придется покупать топливо на НПЗ, принадлежащих тем же нефтяным компаниям.
Потребности Ставропольского края в топливе составляют порядка 2 млн т в год. Лидерами рынка АЗС являются структуры «Роснефти» (30% рынка, свыше 120 заправок) и ЛУКОЙЛа (20%, 37 АЗС). Приблизительно равные доли занимают местные операторы — ООО «Октан» (20 заправок), ООО «Башойл-КМВ» (12—15), ООО «Ставнефть» (10—12). Остальные участники рынка владеют менее 10 АЗС.
Предполагается, что сеть будет включать не менее 50 АЗС. В пресс-службе губернатора подчеркнули: «Предпринимаемые меры помогут обезопасить население от неконтролируемого роста стоимости ГСМ в результате сговоров нефтяных компаний, подобных тому, что произошел в последние месяцы минувшего года».
В ноябре 2007 года занимающие доминирующее положение на рынке ОАО «Роснефть-Ставрополье» и ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» одновременно подняли цены на ГСМ на своих заправках на 40 копеек, за что УФАС оштрафовало их на общую сумму 76 млн руб. С помощью же собственной сети заправок, считают в краевой администрации, «расширятся реальные возможности влияния региональной власти на формирование цен на топливо».
Начальник отдела ТЭК министерства промышленности, транспорта и связи края Виктор Бондарев заметил, что предполагается не покупать уже существующие заправки других операторов, а строить новые на территории ряда муниципальных образований. Уже начата работа по оформлению десяти земельных участков под строительство АЗС. В то же время, как признался г-н Бондарев, «трудно пока сказать, сможем ли мы конкурировать с вертикально интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК)».
Этого не могут сказать и сами участники рынка. Представитель «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» Лина Заботина посетовала на то, что с властями Ставропольского края, в руководстве которого перемены происходят чуть ли не ежемесячно, вообще тяжело работать. Куда «комфортнее ВИНК чувствуют себя в соседних субъектах Федерации ЮФО», отмечает она. Топ-менеджер одного из основных операторов АЗС, попросивший не называть его имени, сказал, что считает планы краевых властей абсурдными: «Даже если эта сеть будет создана, ей придется закупать топливо на ближайших НПЗ — либо лукойловском в Волгограде, либо на Туапсинском, принадлежащем «Роснефти». Сложно себе представить, чтобы ВИНК продавали ГСМ конкуренту дешевле, чем собственным предприятиям». «Башойл-КМВ»: «На рынке края достаточно мелких операторов АЗС, и найти свое место на нем любой, даже очень серьезной структуре, обладающей собственной топливной базой, будет очень сложно. Тем более государственным структурам, которые никогда не были хорошими управленцами».
Эксперты скептически оценивают перспективы борьбы регионов с монополизмом нефтяных компаний собственными силами. По мнению аналитика ИК «Велес-Капитал» Дмитрия Лютягина, стоимость строительства одного заправочного комплекса составляет 2—3 млн долл. С учетом затрат на приобретение бензовозов, создание собственного нефтехранилища, логистику и прочих расходов он оценивает стоимость проекта в 180—200 млн долл. Впрочем, по мнению г-на Лютягина, «на строительство за счет госбюджета розничной сети АЗС деньги всегда найдутся».