Международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s на протяжении полутора сотен лет является компасом для инвесторов во всем мире. Эксперты оценивают кредитоспособность как суверенных государств в целом, так и компаний, банков и отдельных регионов. В рейтингах S&P можно найти 17 республик, округов, краев и областей России, а также 5 городов. Примечательно, что на юге страны Ставрополье на сегодняшний день является единственным субъектом федерации, за которым международные эксперты ведут наблюдение, сообщили 1777.ru в управлении по госинформполитике Правительства СК.
- Рейтинг – это наша оценка надежности региона в качестве заемщика, - поясняет старший аналитик S&P Александра Балод. – На основании экономических и финансовых показателей с учетом социальной и политической ситуации мы присваиваем соответствующий рейтинг и даем прогноз. В дальнейшем мы постоянно мониторим ситуацию и если что-то происходит, меняем рейтинг или прогноз в ту или иную сторону.
Ставропольский край в зоне внимания агентства находится с 2004 года. За этот период оценка ситуации на Ставрополье менялась четыре раза. Рейтинг колебался в рамках от «В» до «В+», прогноз - между позициями «стабильный» и «позитивный». В настоящее время рейтинг Ставрополья «В+», прогноз «стабильный». Хорошо это или плохо?
- Градация в рейтинге многоступенчатая. Максимальная оценка «ААА». Ее сегодня имеет ряд европейских стран (Голландия, Германия, Финляндия и др.), до лета прошлого года таким рейтингом могли похвастать США. Самая нижняя позиция – «D» (дефолт). Помимо букв и их количества ступени дифференцируются плюсами и минусами. В итоге получается довольно гибкая оценочная шкала, - рассказала Александра Балод. – Что касается прогноза, то здесь три основных позиции – «позитивный», «стабильный» и «негативный», и лишь в редких случаях – «развивающийся».
Среди положительных факторов, влияющих на рейтинг Ставропольского края, эксперты называют низкий уровень долга и ожидание того, что в ближайшие годы экономический рост будет поддерживать финансовые показатели на умеренном уровне. Позитивный вклад в оценку вносит диверсификация экономики региона: по прогнозам, инвестиции в транспортную отрасль, химическую промышленность и сельское хозяйство будут способствовать росту ВРП примерно на 6-7 процентов в год и поддерживать налоговую базу края.
Вместе с тем, эксперты отмечают, что уровень финансовой гибкости и предсказуемости Ставрополья остается невысоким, поскольку край в значительной степени зависит от решений федерального правительства в отношении ставок основных налогов и распределения межбюджетных перечислений. - Прогноз «стабильный» отражает наше мнение о том, что рост налоговых доходов и текущая поддержка из федерального бюджета позволят ставропольскому краю обеспечить умеренные финансовые показатели на фоне усиления давления со стороны расходной части бюджета. В нашем прогнозе также учитывается дальнейшая подверженность риску рефинансирования вследствие зависимости от краткосрочных заимствований в 2012-2013 годах, - поясняют в S&P. – Негативное рейтинговое действие может последовать, если значение текущего баланса станет негативным в результате неспособности сдерживать рост текущих расходов и в случае ослабления показателей ликвидности. Позитивное рейтинговое действие может быть рассмотрено, если дополнительные налоговые доходы приведут к структурному улучшению финансовых показателей края и улучшению его позиции ликвидности.
По мнению аналитика агентства Александры Балод, нынешние рейтинг и прогноз Ставрополья «В+/стабильный» можно считать неплохой позицией для российского региона. По экономическим и финансовым критериям ближе всех к Ставропольскому краю находится Тверская область. Она имеет аналогичные оценки.
Сравнить край с более близкими по географическому положению регионами оказалось невозможно: Ростовская область никогда не мониторилась экспертами S&P, Краснодарский край в минувшие годы в рейтинге присутствовал, но сейчас наблюдение приостановлено в связи с тем, что регион перестал предоставлять необходимую для анализа информацию. В S&P отмечают, что рейтинговые оценки необходимы в первую очередь финансово-кредитным организациям, чтобы делать выводы о надежности заемщика при покупке облигаций займа и предоставлении банковских кредитов. Несмотря на то, что число отечественных регионов и городов, находящихся в поле зрения агентства, относительно невелико, в совокупности на них приходится около 70 процентов всего облигационного рынка заимствований среди региональных и местных органов власти в России.