Серые зарплаты обкрадывают бюджет на сотни миллионов рублей. Обсуждение проекта бюджета города Ставрополя на 2011 год на очередном заседании администрации краевого центра вызвало оживленные споры. Оптимистическая трагедия
По словам руководителя комитета финансов и бюджета Николая Захарова, проект бюджета города на 2011 год сформирован в соответствии с рекомендациями депутатов городской Думы бездефицитным. Объем доходов и соответственно расходов планируется в сумме 6 млрд. 359 млн. 554 тыс. рублей. Это на 6,8% больше по сравнению с объемом доходов городского бюджета текущего года. При этом налоговые и неналоговые доходы бюджета города увеличатся на 5,8%, финансовая помощь из бюджетов других уровней – на 8,8%.
Расчет налога на доходы физических лиц произведен, в частности, с учетом повышения заработной платы в 2011 году. На 6,5% - работникам бюджетной сферы и правоохранительных органов, и на 6% - работникам материальной сферы.
- Произведенный нами прогноз налоговых доходов выше, чем прогноз Управления федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю, который составлен по пессимистичному варианту, - отметил докладчик.
Разница между «оптимизмом» городского комитета финансов и «пессимизмом» налоговиков - 372 млн. 356 тыс. рублей.
- Этих денег не будет! – решительно заявила с трибуны начальник Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Ставрополя Елена Кильпа. – Сложившаяся практика свидетельствует, что заработная плата повышается в основном за счет сокращения штатов. В итоге фонд оплаты труда остается неизменным.
Кроме того, было отмечено, что «серые зарплаты станут еще серее», а законодательной базы, которая позволила бы устранить эту ситуацию, нет. И еще: значительная часть недоимки по налогам, по словам Кильпы, безнадежна к взысканию, потому что многие предприятия, ее имеющие, находятся на стадии банкротства.
- Поэтому поставленные перед нами плановые показатели нереальны! - заключила начальник районной налоговой инспекции.
Между тем, «нереальный» (с точки зрения налоговиков!) прогноз налоговых доходов, сделанный городскими финансистами и экономистами, почти в два раза ниже аналогичных расчетов их коллег из края. Если по данным комитета экономического развития и торговли администрации Ставрополя рост фонда оплаты труда составляет 106%, то аналогичный показатель минфина края, сделанный на основе данных краевого же министерства экономики - 111,1%.
Применение более высокого индекса роста фонда оплаты труда позволит увеличить прогнозные поступления по налогу на доходы физических лиц еще на 88 млн. рублей. Но реально ли будет получить эти деньги – вот вопрос. Ответ на него будет зависеть от того, насколько эффективной станет борьба с серыми зарплатами по всем фронтам, в том числе законодательному. Но уже сегодня ясно: грядущий год в Ставрополе пройдет под знаком борьбы с зарплатой в конвертах.
Какой приоритет важнее?
Что касается расходной части бюджета, то, по расчетам финансистов, после исполнения действующих обязательств и финансирования 26 муниципальных целевых программ (840,6 млн. рублей), в бюджете города может оказаться резерв - 330 млн. 839 тыс. рублей.
Их этих средств 169 млн. 220 тыс. рублей планируется потратить на адресную инвестиционную программу. В 2011 году в нее будут включены: строительство нового детского сада на 150 мест в 528 квартале города Ставрополя, многоэтажного жилого дома для работников бюджетной сферы. Реконструкция здания МУЗ «Городская поликлиника №1» по ул. Ломоносова,5, школьного стадиона на территории СШ № 21 и объектов теплоснабжения города Ставрополя, находящихся в муниципальной собственности. Запланировано и строительство памятника «Ставропольцам, погибшим и умершим в результате ликвидации радиационных аварий и катастроф». На эти цели будет выделено 6 млн. рублей.
Оставшиеся из резерва 161 млн. 549 тыс. рублей будут направлены на «приоритетные расходы».
Стоит отметить, что вопрос определения «самых приоритетных приоритетов» - наисложнейший. По словам Николая Захарова, заявленная главными распорядителями потребность в дополнительных расходах составила более полутора миллиардов рублей. Ограниченность финансовых ресурсов список ужала до шести позиций.
В их числе: участие города в софинансировании региональных программ (переселение граждан из аварийного жилищного фонда, капитальный ремонт многоквартирных домов, установка коллективных приборов учета); обеспечение безопасности граждан; реализация новой программы «Энергосбережение и повышение энергетической безопасности в городе Ставрополе»; компенсация выпадающих доходов троллейбусного предприятия в связи с продажей льготных проездных и осуществлением пассажирских перевозок по тарифам ниже установленного предельно максимального уровня тарифа.
В то же время крайне необходимо увеличение расходов на ремонт аварийных объектов образовательных учреждений, замену школьной мебели, ремонт пищеблоков в детских садах, строительство ливневых канализаций и благоустройство города, формирование электронного правительства и прочее. В связи с этим главой города Ставрополя Николаем Пальцевым поставлены задачи сформировать более напряженный бюджет по доходам. Провести оптимизацию расходов внутри отраслей. И оценить целесообразность принятия дефицитного бюджета.