В Ставрополе состоялась международная научно-практическая конференция «Здоровые города». В этот раз она была посвящена одной из важнейших составляющих здоровья – среде обитания, сообщает пресс-служба администрации города.
Проект ВОЗ «Здоровые города» реализуется в Европе с 1986 года. У него благородная и достойная миссия: добиться, чтобы вопросы здоровья и качества жизни жителей стояли во главе повестки дня политических лидеров городов Европы и России. Движение это ширится с каждым годом и сегодня в проекте участвуют представители 33 государств, 155 европейских городов, а также шесть российских городов: Ставрополь, Ижевск, Чебоксары, Новочебоксарск, Череповец, Димитровград.
Открывая пленарное заседание, глава города Николай Пальцев признался, что определенная часть горожан весьма скептически оценивает возможности Ставрополя занять достойное место в международном проекте «Здоровые города». Мол, куда нам тягаться до преуспевающей и благополучной Европы при наших возможностях бюджета, системе здравоохранения и ЖКХ. У нас своих проблем по горло.
В городе отмечена острая нехватка сети медицинских учреждений, особенно в новых микрорайонах. Ограниченность муниципальной казны не позволяет провести капитальный ремонт в городских больницах. Целый ряд высококачественных медицинских услуг недоступен как финансово, так и территориально.
А что касается среды обитания, то уплотненная застройка последних лет, сопровождавшаяся массовой вырубкой зеленых насаждений, почти не оставила пространства для жизни и отдыха.
Но, как справедливо отметила председатель правления Балтийской региональной сети «Здоровые города» Риитта Элизабет Асанти, здоровые города – это процесс, а не результат! Поэтому движение к поставленной цели – постоянному улучшению среды обитания - должно лежать в основе всех политических решений, в том числе в сфере градостроительства.
К слову сказать, и иностранные гости из Англии и Финляндии на этот раз участвовали на дискуссионных площадках не в качестве третейских судей, олицетворяя собой здоровую и благополучную Европу, раздающую советы нездоровым и неблагополучным городам России. Как выяснилось, многие наши актуальные проблемы, касающиеся здоровья и среды обитания, столь же актуальны в настоящее время и для них.
Например, английский город Бристоль, судя по словам его представителя, специалиста по городскому планированию Стифена Джона Хевита, вплотную столкнулся с проблемой ожирения из-за малоподвижного образа жизни.
Ситуация во многом схожая с российской: из автомобиля мы пересаживаемся в рабочее кресло, затем опять машина, а вечером - домашний диван, вставать с которого нет никакой необходимости. Так как даже телевизором мы управляем дистанционно. При этом англичане подсчитали: только ежедневные поездки на автомобиле на работу и домой за 10 лет прибавляют массе тела лишние 12 кг.
В результате от избыточного веса сегодня страдает половина населения. Если сложившуюся тенденцию не переломить, то уже через тридцать лет ожирение будет у 85 процентов жителей.
Следствия ожирения известны: сахарный диабет, сердечно-сосудистые заболевания, инвалидность, ранняя смерть. При этом власти Бристоля не скрывали, что обеспокоены, в том числе экономической подоплекой этой ситуации. Несет значительный ущерб экономика, так как огромные бюджетные средства уходят на социальные гарантии и медобслуживание. А отдача от нетрудоспособного работающего населения – нулевая.
Что делают в этой ситуации бристольский муниципалитет? Он делает все возможное, для того, чтобы вытащить людей из машин и пересадить их на велосипеды, либо заставить население ходить на работу пешком. Так как, опять же подсчитали англичане: даже пройденный 1 км в день снижает риск ожирения на пять процентов.
Понятно, что эта сверхзадача не может быть решена, даже если власти каждому жителю подарят по велосипеду. Для передвижения на велосипедах должны быть созданы соответствующие условия.
В Бристоле, к примеру, с этой целью активно создают открытые озелененные территории, связывающие все районы города. Именно в них и пролагаются велосипедные и пешие дорожки.
В целом, любая мелочь, вплоть до установки скамеек в скверах, нацелена на то, чтобы поддержать стремление людей вести здоровый и активный образ жизни, вывести их на улицы и мотивировать к занятию спортом. Да хотя бы просто пешим прогулкам.
- Надо мыслить глобально, а действовать локально, - советуют наши зарубежные коллеги.
По словам главы города, в Ставрополе, прежде чем действовать локально, надо глобально решить основные проблемы в сфере градостроительства. Они известны.
Законодательные бреши, отсутствие планов застройки, разграничения функциональных зон на жилые и производственные привели к бессистемному предоставлению земельных участков, нарушению параметров разрешенного строительства. И в целом, к полной градостроительной вакханалии.
- Стихийные внутриквартальные парковки автотранспорта, точечная застройка, нарушение «красных линий» и уничтожение части «зеленых» территорий города, так называемые «киосковые» зоны и стихийные рынки, засилье наружной рекламы – вот наши авгиевы конюшни, которые нужно расчистить, прежде чем прокладывать велосипедные дорожки! – отметил Николай Пальцев
Как известно, с этой целью администрацией города за последние два года были предприняты значительные шаги.
Принят генеральный план города. На подходе Правила землепользования и застройки города, которые вернут принцип четкого зонирования городской территории и контроля за ее целевым использованием. Положен конец самозахвату лесных земель, которые оформляются в муниципальную собственность. Готовится муниципальная программа по развитию и благоустройству городских лесов. Сделаны первые шаги для создания в городе новых скверов.
- Понятно, что все это только первые шаги, - комментирует глава города Николай Пальцев. - Формирование современной городской среды требует жесткого и неукоснительного соблюдения градостроительной дисциплины, усиления контроля за целевым использованием земельных участков, упорядочения застройки, пресечения самовольного строительства. Именно над решением этих задач мы намерены сосредоточить свои усилия в самое ближайшее время. А локальные действия последуют вслед за тем. В том числе, по созданию пешеходных и велосипедных дорожек по всему городу.
В продолжении темы велосипедов, так широко зазвучавшей на нынешней научно-практической конференции, глава города отметил, что еще летом администрация Ставрополя закупила первую партию велосипедов в количестве 120 штук для школ города. Планируется их использование как на уроках физкультуры, так и на открытых уроках географии – в Таманском или Мамайском лесах.