Проблемы собираемости налогов и неналоговых доходов в бюджет города стали темой очередного заседания администрации Ставрополя, которое провел вице-мэр Игорь Бестужий, сообщает пресс-служба администрации города.
Помимо неэффективности системы принудительного взыскания, которая давно уже стала общим местом подобных разговоров и изрядно набила оскомину всем участникам совещаний, сегодня ситуацию во многом усугубляет кризис. Хотя, возможно, что для некоторых работодателей он стал просто ширмой для уклонения от налогов…
В 1 полугодии 2010 года в бюджет города Ставрополя поступило налогов и неналоговых доходов в сумме 1 млрд. 755 млн. рублей. Это 97,7% к запланированной сумме доходов.
По словам заместителя руководителя комитета финансов и бюджета Татьяны Гордиенко, план недовыполнен по 7 доходным источникам.
В целом, недоимка с началом года увеличилась на 54 млн. рублей и составила критическую отметку - 408 млн. 465 тыс. рублей.
Особенно тревожной прозвучала статистика по единому налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Недоимка здесь увеличилась в 2,8 раза и составила почти 7 млн. рублей.
- А ведь это плательщики - представители малого бизнеса, которые получили поддержку со стороны государства в виде снижения ставки налога в 3 раза! - подчеркнула Татьяна Гордиенко.
Также в общей структуре долгов в бюджет была отмечена недоимка по единому налогу на вмененный доход (она составила 8 млн. 962 тыс. рублей). Транспортному налогу (13 млн. 230 тыс. рублей). И арендной платы на установку и эксплуатацию рекламных конструкций (17 млн. рублей).
Для мобилизации доходов в бюджет города был разработан и утвержден План совместных мероприятий по повышению собираемости налоговых и неналоговых платежей. Он состоит из 32 пунктов и позволяет скоординировать действия федеральных органов и органов местного самоуправления.
По результатам проведенных совместных совещаний, в том числе с участием должников, в добровольном порядке погашена задолженность в сумме около 40 млн. рублей, в том числе в бюджет города - 30 млн. рублей.
Весьма действенной оказалась и система допуска к муниципальным заказам и услугам в сфере градостроительства и землепользования, в соответствии с которой у граждан и организаций проверяется наличие задолженности перед бюджетом. В результате были погашены долги в размере 6,9 млн. рублей.
Помимо репрессивных мер, администрация города пошла и по пути сокращения налогового бремени в сфере рекламы.
В связи с сокращением рынка рекламы в два раза, в адрес главы поступили обращения от субъектов малого предпринимательства с просьбой снизить базовый размер платы по договору на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. При этом представители рекламного бизнеса обязались погасить задолженность и уплачивать текущие платежи.
С 1 июля 2010 года администрация краевого центра снизила базовый размер в два раза. Однако, рекламораспространители по-прежнему не выполняют обязанности по договорам.
- Сегодня темпы поступлений резко сократились, - отметила Т. Гордиенко. - Если ежемесячные платежи по договорам составляли около миллиона рублей, то в июле они составили 341 тыс. рублей, а за 20 дней августа - всего 149 тыс. рублей.
Одним из самых тревожных симптомов в общей картине роста неплатежей, по мнению вице-мэра Игоря Бестужего, является невыполнение плановых назначений по налогам на доходы с физических лиц
- За последние несколько лет мы впервые недотягиваем до плана. Если заработная плата растет, а безработица снижается, то почему эти назначения не выполняются? – задал он вопрос докладчику.
По мнению Т.Гордиенко, причин несколько и все они так или иначе связаны с последствиями переживаемого кризиса.
Во-первых, во многих предприятиях произошло резкое сокращение объема стимулирующих выплат.
Во-вторых, ряд организаций города ликвидировались.
А, в-третьих, работодатели по-прежнему активно используют серые схемы выплаты заработной платы. Сегодня для этого, как никогда, «созданы» самые благоприятные условия – минимальная заработная плата, установленная на уровне 4330 рублей, на протяжении уже нескольких лет не только не повышалась, но даже не индексировалась с учетом инфляции. Выплачиваемая по ведомости жалкие крохи, которые ниже даже официального прожиточного минимума, работодатель чист перед законом. Поймать его за руку сложно, довести дело до суда еще сложнее. Народ, как всегда, безмолвствует…
Единственный выход - повышать минимальный размер оплаты труда. Именно эта законодательная инициатива и была оформлена администрацией города Ставрополя в качестве предложения в проект решения краевой межведомственной комиссии по контролю за поступлением в бюджет Ставропольского края налоговых платежей.