Подготовка инвестиционной программы по модернизации системы теплоснабжения города Ставрополя вышла на завершающую стадию. На заседании рабочей группы под председательством главы города Николая Пальцева обсуждали последние штрихи глобального обновления одной из самых затратных коммунальных отраслей.
Авторы программы – ученые и практики из Санкт-Петербурга, который прочно завоевал место лидера среди городов, внедряющих энергосберегающие технологии в сфере ЖКХ. По словам руководителя управления консалтинга и экспертизы в сфере ТЭК и ЖКХ ООО «СЭТ» Антонины Добряковой, сегодня в большинстве субъектов РФ возникла реальная угроза коммунальной катастрофы из-за предельного износа коммуникаций. Чтобы ее избежать, предлагаются три стратегии развития.
Первая - стратегия стабилизации.
- То есть сделать то, что уже нельзя не делать – вывести наиболее изношенные элементы системы из аварийного состояния, - пояснила А. Добрякова.
Вторая стратегия - перехода на инновационные технологии.
- Это очень дорого! Пока только Москва позволила себе этот путь развития.
Наконец, третья, промежуточная, стратегия – модернизация на основе внедрения высокоэффективных технологий
- Дороже всего – ничего не делать! Потому что ликвидация аварий – это в 5-10 раз затратнее, - подвела черту Антонина Васильевна.
В Ставрополе намерены реализовать третий сценарий развития. Причем, по мнению авторитетных экспертов, при существующем 70-ти процентном износе оборудования у нас достаточно высокая культура обслуживания и эксплуатации. Однако, тянуть дальше нельзя. Я, ты, он, она…
Подготовленная питерскими учеными программа включает 105 мероприятий. Они предполагают реконструкцию котельных и сетей.
Подсчитан и объем капиталовложений.
- Два миллиарда рублей с учетом НДС, - огласила Добрякова. – И это не считается затратной программой!
Двадцать процентов указанной суммы составят собственные средства «ОАО «Теплосеть». Недостающие восемьдесят процентов дадут взаймы банки. Уже определены два кредитных учреждения, которые готовы предоставить длинные деньги на наиболее приемлемых условиях.
А теперь – самый главный вопрос: за счет кого-чего эти средства будут возвращены кредиторам?
Федеральный закон № 210 четко обозначил механизм реализации реформы ЖКХ, введя в обиход два понятия: «инвестиционная надбавка к тарифу» и «плата за подключение к инфраструктурным сетям».
Иными словами, платить за реконструкцию и модернизацию будут потребители услуг – юридические и физические. Относиться к этому можно по-разному, но принять это придется как неизбежное:
- Это единственный инструмент реализации реформы, - подчеркнула Добрякова. - Другого нет, так как частному бизнесу объекты ЖКХ не нужны, а бюджетных средств хватает только на латание дыр. Многие депутаты в субъектах РФ этого не понимают, голосуя против инвестиционных программ… Государство облегчит бремя
Перекладывая основное бремя инвестирования на плечи потребителя, государство не самоустраняется.
Во-первых, оно будет участвовать в софинансировании, тем самым снижая инвестиционную нагрузку.
А, во-вторых, оно же является и ее главным регулировщиком: аппетиты коммунальщиков умеряются через систему ограничения тарифов и установку предельных индексов роста цен.
- Только наличие инвестиционной программы дает нам право побороться за федеральные деньги, - подчеркнул глава города Николай Пальцев. - Тем более что претендентов на них пока не так много, так как города, где приняты инвестпрограммы, единичны. Также для снижения тарифной надбавки на указанные цели в муниципальном бюджете ежегодно будут предусматриваться средства на софинансирование программы.
Еще один немаловажный момент. В Ставрополе программа принимается сроком на 10 лет (обычно 6-7 лет – авт.), что даст возможность распределить инвестиционную нагрузку на потребителя на больший срок и таким образом не допустить резкого скачка индекса роста цен.
Наконец, в целом тарифная нагрузка станет объектом регулярного мониторинга со стороны депутатов, и в случае ее опасной величины может быть в любой момент откорректирована. Чем больше, тем меньше…
Если индикатором приемлемости тарифной нагрузки будет являться такой чуткий диагност, как «социальное недовольство», то в сфере бизнеса регулятором выступает только взаимовыгода. Арифметика здесь проста: чем больше потребителей, тем меньше цена. Поэтому первое условие успешной реализации инвестпрограммы - не отпугнуть будущих застройщиков размером платы за «подключение к инфраструктурным сетям»
- Она требует гибкости и не должна быть большой, - отметил глава города. - Иначе предприниматели «уйдут» в автономные крышные котельные, которые через пять лет полетят, а люди придут в администрацию с требованием обеспечить их коммунальными услугами.
Кстати, уже ни для кого не является секретом, что подаваемые строителями как образец высоких технологий крышные котельные – это, фактически, европейский неликвид. Разработчики этой технологии – норвежцы – на собственном опыте убедились в неэффективности данной системы и отказались от нее в пользу централизованного отопления. Произведенное оборудование «толкнули» по дешевке в Россию. Расплачиваются во всех смыслах этого слова – потребители. По свидетельству Добряковой в Ленинградской области уже имели место взрывы таких котельных.
- Мало того, что оно ненадежно и ни на копейку не снизило платежи жильцов по данной статье, оно еще и наносит значительный урон всей тарифной политике города, - подчеркнула заместитель директора ОАО «Теплосеть» Елена Багрий. - Сейчас Ставрополь потребляет 1,5 млн. Гкал в год. Если бы не было крышных котельных и домов с поквартирным отоплением, указанный показатель составил бы 2 млн. Гкал. Это автоматически повлекло бы снижение тарифа на 250 рублей, так как действует принцип: чем больше отпуск, тем меньше тариф.
Подводя итоги заседанию рабочей группы, глава города Николай Пальцев еще раз подчеркнул необходимость минимизировать инвестиционную нагрузку для населения, «сделав ее почти незаметной». Сейчас ее точная величина просчитывается, после чего заключение о доступности составляющих тарифа на теплоснабжение будут давать тарифная комиссия и городская дума. Каким бы ни было это заключение, мэр Ставрополя дал поручение уже при верстке бюджета на 2011 год запланировать в качестве меры социальной поддержки субсидии на компенсацию ценовой разницы.