Глава города Николай Пальцев в субботу лично проинспектировал ход ремонтных работ на перекрестке Доваторцев – Тухачевского – Космонавтов. Общение со строителями лишний раз подтвердило: сложившаяся ситуация почти стопроцентно подпадает под знаменитое русское определение всех ударных строек: работают «не благодаря, а вопреки». Обстоятельствам, погоде, людской молве…
Перекресток мнений
Не секрет, что реализуемый в настоящее время масштабный проект по реконструкции указанного перекрестка стал в городе притчей во всеязыцах и источником постоянных злых насмешек в адрес мэрии. В автобусах и маршрутках, в магазинах и салонах любой разговор о трудностях быта неуклонно перерастает в философствование на тему абсурдности бытия власти, чему самый наглядный пример, по мнению жителей, и являет реконструируемый перекресток.
Как можно было затеять такие работы под самую зиму? – задают друг другу вопрос ставропольцы и сами же на него отвечают.
Кто-то видит в этом нерасторопность бюрократии, более «осведомленные» убежденно доказывают случайным собеседникам, что именно так отмываются/зарываются бюджетные деньги. Версий много, и все – «крайне недружественные» по отношению к администрации!
…Между тем, городские чиновники сами стали заложником сложной ситуации, которая грозит им весьма суровыми санкциями в случае срыва установленных сроков.
Заложники законов
- Этот проект общей стоимостью 146 млн. рублей реализуется на условиях софинансирования из местного и федерального бюджетов, - в который раз комментирует директор комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя Александр Семенов. - Деньги из Москвы (86 млн. рублей) поступили в конце июля. Сразу приступить к их освоению нельзя, потому что существует известный федеральный закон №94, который во всех случаях требует обязательного проведения конкурса по выбору подрядчиков. В общей сложности эти процедуры занимают два месяца. Соответственно, к работам мы смогли приступить лишь в октябре. Закончить реконструкцию должны 15 декабря…
Таким образом, за два с половиной месяца необходимо выполнить объем работ, которые, по признанию А.Семенова, в обычной, неавральной ситуации заняли бы шесть(!) месяцев.
Чтобы успеть уложиться в отведенные сроки, дорожное строительство ведется в экстенсивном режиме: в три смены, за счет большого количества привлеченной техники и людей. По словам одного из подрядчиков, генерального директора ОАО «СУДР» Формана Мирзаева, «можно было бы и больше, да уже некуда ставить». Непосредственно на самом перекрестке задействовано 260 человек и 130 единиц техники. Плюс еще 150 дорожников и 200 машин на улице Космонавтов. Люди работают в буквальном смысле и в снег и в дождь, и днем и ночью, благодаря чему уже сегодня выполнена большая часть наиболее трудоемких работ и освоено 70% выделенных средств…
Конечно, к труду по-стахановски нашим работягам не привыкать, но возникает вопрос: а для чего, собственно, такая гонка? Почему не отложить часть работ на весну?
Нельзя категорически!!! Согласно законам, регулирующим межбюджетные отношения, федеральные средства должны быть израсходованы до конца года. В противном случае деньги будут изъяты как неосвоенные и возвращены в федеральную казну. Более того, по словам главы города Николая Пальцева своевременное окончание работ – до 15 декабря – является главным условием для получения следующего транша из Москвы…
Куда ни кинь, всюду… непредвиденные обстоятельства
Вдобавок к жестким временным рамкам строители то и дело получают не предвиденные проектом «сюрпризы».
- Сначала натолкнулись на так называемые плавуны, которые, едва намокают, превращаются в глиняную жижу, - рассказывает Александр Семенов. - Поэтому на участке протяженностью почти 250 метров пришлось копать ниже проектной отметки на 50 см. Как следствие – затягивание сроков.
Проект был разработан в 2008 году и предполагал установку канализационных и ливневых колодцев российских производителей. В связи с кризисом заводы встали, и строители вынуждены делать колодцы монолитными, заливая стенки железобетоном. А это еще плюс пять дней на каждую точку.
Пока с погодой относительно везет. Но не за горами известное: «уж зима катит в глаза».
Как можно в таких условиях соблюсти технологию, да и вообще продолжать работу?
- Зима нам в принципе не страшна, - героически отвечает директор комитета городского хозяйства. - Современные технологии дорожного строительства допускают работу при температуре минус пять градусов. Конечно, это неизбежно ведет к дополнительным издержкам, но выбора у нас нет…
Проведенная главой города планерка на проблемном объекте меньше всего напоминала привычное «снятие стружки» с подрядчиков. Это был скорее разговор-просьба сделать все возможное, чтобы уложиться в срок, перемежаемый вопросами: нужна ли дополнительная помощь, люди, техника?
Строители признавались, что сполна обеспечены всем. Просто нужно время. Но они закончат вовремя…