Все 90 троллейбусов Ставрополя 31 июля половину дня заряжали своих пассажиров праздничным настроением. 45 лет назад в краевом центре электрический транспорт впервые начал ходить регулярно. Первый маршрут в то время крутился между вокзалом и сегодняшней площадью 200-летия.
В настоящее время троллейбусный парк - это почти сотня машин, две сотни километров проводов и десяток подстанций. В первое время, вспоминает один из старейших работников предприятия Николай Лукашов, троллейбус пользовался большой популярностью. Сегодняшний пенсионер через год после пуска первого маршрута устроился сюда слесарем, потом дорос до водителя.
"Проще было работать. И движение проще, - вспоминает Николай Лукашев. - Первые троллейбусы когда ходили, люди даже ждали на остановке свои машины. Вот, говорили, наш троллейбус едет".
Сейчас пенсионер себя сравнивает с летчиком испытателем. Задача у перегонщика - проверить перед выездом на линию безопасность работы всех узлов и агрегатов. И все чаще приходится вместо выезда отправлять машину к ремонтникам, где в дыму и копоти старой технике буквально дают вторую жизнь. Иначе как реаниматологами мастера себя не называют.
Всего 15 лет трудовых будней по Ставрополю - и новый троллейбус превращается в сгусток донорских органов для своих более молодых собратьев. Причем из-за хронической нехватки средств с этой машины используют все до последнего винтика.
Если с механизмами троллейбуса ремонтники справиться в состоянии, то бороться с отношением пассажиров к эстетичному виду транспорта бессильны.
"Сиденья рвут, пишут гадости, резину рвут на ковриках и кулаками дырки в потолке пробивают", - рассказывает мастер-ремонтник Анатолий Стадников.
Из-за такого отношения большинство троллейбусов очень быстро превращается в сараи на колесах. Ситуация может измениться, считает руководство предприятия, когда по программе города и края парк получит обещанные 40 новых машин. А пока пассажиры достаточно прохладно относятся к сервису, хоть и экологичного, но старого транспорта.
Как говорят пассажиры, троллейбус потерял популярность. Если раньше новые и комфортные машины ходили строго по расписанию и не простаивали в пробках, то сейчас принцип "хочешь опоздать, садись в рогатый" уже актуален.
Поэтому чаще всего услугами троллейбусного парка пользуются пенсионеры и люди, которые никуда не торопятся. На торжественном собрании в драмтеатре работники парка, отмечая юбилей предприятия, говорили, что, несмотря на все неприятности, перспектив у электрического транспорта в Ставрополе еще много. А представители городских и краевых властей утверждали, что в обиду народный транспорт не дадут.