Администрация города представила на рассмотрение депутатов план мероприятий по выводу троллейбусного парка из кризиса. В числе главных задач – вернуть некогда любимому, массовому и экологически чистому виду транспорта пассажиров, которые за последний год «подсели» на более мобильные, но опасные и неудобные маршрутки.
Старый, страшный и нелюбимый
О проблемах пассажирского автотранспорта не писал только ленивый. За постоянными заторами, пробками, авариями, загазованностью улиц и нервотрепкой пассажиров стоит сухая статистика.
Сегодня, по словам первого заместителя директора комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя Романа Марченко, по улицам краевого центра циркулирует более 1150 единиц автотранспортных средств. В этом огромном потоке маршруток и автобусов всех мастей можно насчитать не более 65 троллейбусов. При этом значительная часть из них находится в эксплуатации свыше 10 лет.
Так как разница между проездом на троллейбусе, коммерческом автобусе и маршрутном такси весьма незначительная, абсолютное большинство горожан предпочло более мобильные маршрутки. Только за последние пару лет среднемесячный пассажиропоток на троллейбусах снизился с 1 млн. до 400 тыс. человек. Всего же на их долю приходится 15% от общего количества пассажиров, хотя троллейбусная маршрутная сеть размещена на центральных улицах краевого центра.
Нет пассажиров – нет доходов. Круг замкнулся. Возникла реальная угроза исчезновения с лица земли Ставропольской «рогачей» и пополнения рядов безработных ещё на 400 человек – сотрудников ОАО «Ставропольское троллейбусное предприятие».
Льготный проездной
Администрация города такому развитию событий сказала решительное «нет». Было принято решение вернуть электрический транспорт в муниципальную собственность. При этом опыт других городов показывает, что дотации таким предприятиям крайне необходимы.
- Но дотации дотациям рознь, - комментирует глава города Николай Пальцев. - Прямое покрытие убытков транспортного предприятия малоэффективно, непрозрачно и, как правило, питает различные злоупотребления. Поэтому для решения проблемы мы, по аналогии с Пятигорском, выбрали программно-целевой метод.
Суть его в следующем. Предприятие продает льготный проездной билет для школьников по цене 100 рублей и пенсионеров – по цене 150 руб. Бюджет города возмещает разницу между реальными затратами предприятия по перевозке этой категории людей и льготной стоимостью проездного билета.
- Таким образом, - говорит глава, - решаются сразу три задачи. Во-первых, в условиях кризиса оказываем реальную поддержку социально незащищенным категориям граждан. Во-вторых, способствуем увеличению объема перевозок электрическим транспортом, что, в свою очередь, даст ему возможность развиваться и модернизироваться. И, в-третьих, обеспечиваем прозрачность расходования бюджетных средств.
Принято решение предоставить меры соцподдержки всем пенсионерам и школьникам города. По расчетам специалистов, возмещение из бюджета разницы между фактической стоимость проезда и льготным проездным составит до конца 16 млн. руб. В год же потребуется 32 млн. рублей.
По словам Марченко, реализация льготных проездных билетов на на пассажирский транспорт осуществляется практически во всех городах Российской Федерации. К примеру, в Брянске, население которого составляет около 430 тыс. человек, а бюджет - около 4,3 млрд. рублей, объём средств, выделяемых на реализацию аналогичной социальной программы, равен 166 млн. рублей. В Ижевске - 160 млн., в Ульяновске - 90 млн., в Рязане - 100 млн. рублей.
По любви и согласию
Параллельно с социальной программой реанимировать троллейбусное предприятие поможет оптимизация маршрутной сети и уменьшение количества маршруток, особенно на узких дорогах (пр. К. Маркса, нижняя часть ул. Ленина).
- Комитет городского хозяйства города, - рассказывает Роман Алексеевич - сейчас рассматривает возможность ограничения проезда по центральным улицам маршруток. Ездить там должны только автобусы большой вместимости и троллейбусы. В сентябре в городе будет проведено масштабное исследование пассажиропотоков по всем видам транспорта и маршрутам. Деньги на это исследование уже предусмотрены в бюджете. Пока действуют ограничения, подписанные договорными обязательствами. Но срок их действия истекает в марте – апреле следующего года. В оставшийся промежуток времен мы должны провести всю необходимую работу…
Ну и, наконец, еще один серьезный шаг, призванный вернуть троллейбусам пассажиров уже не силой, но по любви – покупка новых машин.
- За счет федеральных, краевых и городских средств, - говорит Пальцев, - в октябре-ноябре мы планируем получить 41 троллейбус марки «ЛИАЗ». Их выпускает российский завод. Троллейбусы современные, низкопольные, оборудованные пандусами и буквально напичканы электроникой. Таким образом, они станут действительно конкурентоспособным городским транспортом, который позволит уменьшить количество заторов на дорогах и при этом сохранить нормальную экологическую обстановку.